«Всем!ру» - информационно-аналитический портал
«Всем!ру» - информационно-аналитический портал

Пьеса Александра Островского «Гроза» появилась в печати в 1859 году, когда вся Россия ожидала отмены крепостного права. Современники произведения увидели в нем призыв к обновлению жизни. Поэтому мы с уверенностью можем заявить: «Гроза» — самое решительное произведение автора. Он показал всю сущность общества старых порядков, которые Добролюбов впоследствии в своей статье назовет «тёмным царством», чем является купеческая среда произведения.

Двумя самыми яркими представителями этой среды являются Савелий Прокофьевич Дикой и Кабаниха.

Марфа Игнатьевна Кабанова, или как её прозвали — Кабаниха — деспотичная женщина, стремящаяся подчинить всех своей воле, ее порядку («...Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?..»)

Все это из-за того, что она была воспитана она по старинным обычаям, где в основе — патриархальный уклад жизни. Муж должен бить детей и жену, издеваться над ними.

Дикой — человек грубый и завистливый. Герой получал удовольствие от причинения другим страдания. Савелий Прокофьевич презирает окружающих и не уважает чужого мнения. Купец имел авторитет в обществе, основанный на жестокости и запугивании.

Дикой может ни за что обругать и обидеть человека: «...За что, сударь, Савелий Прокофьич, честного человека обижать изволите?..»

Хотя эти два персонажа и имеют разные цели их тирании, в их образе Островский воплощает всю гниль социально-общественного устройства того времени.

Читая эту замечательную пьесу, мы замечаем два конфликта, которые тесно переплетаются между собой. Это социальный и внутренний конфликты. 

Первый — выражен борьбой «луча солнца» и «тёмного царства». И не зря Добролюбов обозначил единственное число, говоря о светлой стороне. Ведь на стороне главной героини, луча света — Катерины, никого нет — она борется одна со всем злом вокруг неё. Остальное молодое поколение будто приковано к старому — Тихону изменения не нужны, а Борис — подлый лицемер. 

Из-за всего этого возникает второй конфликт — внутренний. Это переживания Катерины, её мысли, мечты, надежды, стремление к свободе, счастью, которые несопоставимы с диктатурой патриархата и миром Калинова, с людьми живущими в этом городе.

ПО ТЕМЕ — «Страна чудес Коктебель» Арины Шараповой

Катерина Кабанова является молодой женщиной, свободолюбивой по характеру. Родители воспитали её в любви и свободе, так что девочка жила счастливо и не знала печали. Выйдя замуж за Тихона Кабанова по договору, Катерина становится несчастна. Свекровь Катерины, Кабаниха, обижает безответную Катерину.

Катерина по характеру очень мирная и готова всему подчиняться, но такой несправедливости подчиняться не хочет. Она хочет любви и счастья, а вместо этого получает издевательство, хладнокровие и лицемерие. Последний «луч света» в её жизни стал Борис — Катерина любила его, хотя и понимала, что отношения долго не продлятся. Она боялась, что все раскроется и была огорчена, что нарушила порядки семейной жизни.

Но и Борис не планировал серьёзных отношений. Поначалу он создал впечатление справедливого и честного юноши, однако в реальной жизни молодой человек оказывался прогнившим лицемером. Борис не хотел брать на себя такую ответственность за отношения, и он трусливо сбегает, оставляя девушку в одиночестве.

После всех этих событий Катерина совершает самоубийство. Грех или вынужденная мера? Кто виноват?

Ответа на данный вопрос нет. Катерина хотела справиться с жестоким патриархатом, хотела счастья и любви. Но она не может — один луч света не согреет темный, полный жестокости город. Самоубийство — единственный способ избавиться от всего. Будучи религиозной женщиной, Катерина понимает, что она совершает серьёзнейший грех, но уверена, что за неё будут молиться. Прыгая — она кидала вызов всему тёмному царству. После этого в городе стало суетно — Варвара убегает из дому, Тихон начинает ругаться с матерью, об измене и самоубийстве Катерины узнает общественность, что окончательно выводит Кабаниху из себя. Островский показывает Катерину как самый светлый образ в драме, но даёт понять, что находясь в такой среде, она обречена на несчастье.

ПО ТЕМЕ — Миллиардер Игорь Рыбаков выпустил детскую книгу

Теперь встает вопрос — Поступок Катерины: сила или слабость?

За ответом можно обратиться к критикам, которые во времена Островского очень часто писали свои рецензии.

Воспользуемся статьями Добролюбова — революционера-демократа, и Писарева, который был убежденным нигилистом.

Добролюбов утверждал, что «...У Катерины всё делается по велению натуры, без отчётливого сознания», и в Катерине, мы видим протест против Кабановских традиций, который девушка доводит до конца. Она даже не боится гнева Бога за её грех, критик оценивает её поступок как сильный шаг.

Писарев же утверждает другое. Он считает, что Катерина — далеко не положительный персонаж в данном произведении и что «вся жизнь Катерины состоит из внутренних противоречий; она ежеминутно кидается из одной крайности в другую...»

Критик также поясняет, что видит светлое только в том человеке, который «умеет быть счастливым, то есть приносить пользу себе и другим...». Самоубийство Катерины он считает последней глупостью из многочисленных, сделанной ею ранее. В статье у Писарева много несоответствий, и в данной ситуации я согласен с Добролюбовым. Все мы понимаем, что при ином исходе — Катерина осталась бы жертвой домашнего насилия и унижения. Она бы не была счастлива, а это самое важное, что может быть у человека.

По теме