Каждое новое начало может вызывать у детей, да и у родителей, различные чувства: от радости до страха и тревоги, и чтобы облегчить этот переход, родителям необходимо обратить внимание на эмоциональное состояние ребёнка и уделить внимание полной готовности к школе.
Прежде всего, нужно обсудить с будущим первоклассником его ожидания и страхи, связанные с началом учебного года. Следует создать атмосферу доверия, чтобы будущий ученик мог свободно делиться своими переживаниями. Рассказ о собственном школьном опыте, даст ему возможность понять, что большинство эмоций абсолютно нормальны.
Кроме того, важно организовать заранее несколько мероприятий, относящихся к учебному процессу: посещение школы, знакомство с учителями и новыми друзьями. Таким образом, ребёнок сможет лучше адаптироваться к новой обстановке. Не стоит забывать об игровой основе и творческих занятиях, через которые можно аккуратно затрагивать темы, имеющих отношение к учёбе, повышая интерес и мотивацию.
Мотивация к школе и первому классу — важный аспект, который влияет на отношение дошкольника к обучению в будущем. Начало школьной жизни должно быть положительным и увлекательным. Желательно за два года до школы провести диагностику готовности в плане нейропсихологического и социоадаптивного фактора. Проверить развитие эмоционального интеллекта и пространственно-временного мышления, умение концентрироваться и переключаться с одного вида деятельности на другой, координировать поведение и контролировать эмоции следует заранее. Иногда родители опираются лишь на академическую готовность к школе – читает, пишет, считает, знает основные сведения из окружающего мира и этого достаточно. Многие родители ошибочно полагают, что высокий уровень успеваемости в дошкольных учреждениях является гарантией успешной адаптации к школьной жизни. Однако, даже если ребёнок умеет читать и считать, это не означает, что он готов к обучению в школьной системе.
Психологическая готовность включает в себя эмоциональную устойчивость, умение справляться с фрустрацией и готовность принимать новые вызовы. Ребёнок, который не умеет регулировать свои эмоции или испытывает тревогу в новой обстановке, столкнулись с трудностями в адаптации. Такой стресс приводит к негативным последствиям, включая снижение мотивации к учёбе и развитию низкой самооценки.
Социальные навыки также играют существенную роль. Умение взаимодействовать с другими детьми, участвовать в речевой и игровой деятельности свидетельствует о развитии эмпатии и взаимопонимания. Если ребёнок готов общаться и налаживать дружеские отношения, это создаст прочный фундамент для его будущей адаптации в школе.
Когнитивные навыки, такие как внимание, способность к концентрации и интерес к обучению, имеют огромное значение. Дошкольник с удовольствием изучает новые темы, задает вопросы и концентрируется на задании, это говорит о его подготовленности к первому классу. Необходимо также учитывать и физическое развитие: умение управлять своими движениями и проявлять независимость в повседневных делах свидетельствует о готовности к школьной жизни.
Поступление в школу и обучение в первом классе — ответственный этап в жизни и ребёнка, и его родителей. Первые признаки готовности могут проявляться в разных аспектах развития: эмоциональном, социальном, когнитивном и физическом. Один из ключевых факторов — способность ребёнка следовать инструкциям и выполнять заданные задачи. Если он умеет слушать и выполнять простые указания, это хороший знак его готовности к учебному процессу.
«Поддержка и внимательное отношение родителей будет способствовать успешной адаптации к школьной жизни.
Обеспечьте ребёнку позитивный отдых и время для развлечений. Здоровый баланс между учёбой и отдыхом поможет предотвратить стресс и даст силы для нового учебного года.
Общайтесь с ребёнком, спрашивайте, что ему интересно, что он хотел бы узнать или попробовать, формируйте желание учиться.
Хвалите ребёнка за его достижения, поощряйте за усилия, даже если они не всегда приводят к отличным результатам. Это придаст уверенности в силах и понимание, что учение — это не только результат, но и интересный путь познания мира», — отметила Елена Кузьминова, доцент Ставропольского филиала Президентской академии.








