Миграционные потоки, активизировавшиеся за последние два десятилетия, по-своему характеризуют развертывание глобального финансово-экономического кризиса в стране и в мире, привнося дополнительные социально-экономические и общественно-политические проблемы. В то же время миграционная политика может быть использована и для повышения эффективности и результативности государственного управления, являясь в своем потенциале важным инструментом, способным влиятьна ключевые стороны развития страны. В 2024–2025 годах в России осуществляется реализация ряда мер, направленных на совершенствование контроля за миграционными процессами, и планируется проведение новых. Эти меры имеют стратегическое значение для социально-экономического развитиястраны и повышения прозрачности процессов государственного управления.
Экономическое развитие
Экономическое развитию любой страны или региона предполагает должный акцент на таких мерах, как:
- привлечение квалифицированных трудовых ресурсов;
- совершенствование системы квотирования трудовой иммиграции;
- активизация малого и среднего предпринимательства и повышение его эффективности.
Привлечение квалифицированных трудовых ресурсов
Одной из ключевых задач миграционной политики является обеспечение экономики необходимыми трудовыми ресурсами. В условиях демографического спада и старения населения мигранты могут стать важным источником рабочей силы для ключевых отраслей, таких как строительство, сельское хозяйство, транспорт и сфера услуг.
Новые меры, предпринятые Правительством страны, такие как упрощение процедур легализации мигрантов и внедрение единой цифровой платформы для оформления документов позволяют работодателям быстрее привлекать квалифицированных работников. Это особенно важно для регионов, где наблюдается дефицит рабочей силы. Например, в крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург, мигранты составляют значительную долю работников в строительной отрасли, в отраслях ЖКХ, а в сельских регионах они играют важную роль в сельскохозяйственном производстве.
Гибкая система квотирования
Необходимость организации такой системы квотирования мигрантов, какая бы учитывала реальную потребность в дополнительной рабочей силе и способствовала более рациональному использованию трудового потенциала постоянно проживающего на территории населения, является насущной задачей грамотного использования трудовых ресурсов страны и каждого ее региона. Внедрение гибкой системы квотирования, учитывающей потребности регионов в трудовых ресурсах, позволяет более эффективно распределять мигрантов по отраслям и территориям региона, там, где действительно есть в них потребность, способствует развитию экономики на местах, особенно в тех регионах, где наблюдается отток населения. Например, в регионах Дальнего Востока и Сибири, где традиционно наблюдается дефицит рабочей силы, привлечение мигрантов может стать драйвером экономического роста иреализации крупных инфраструктурных проектов, таких как строительство дорог, мостов и энергетических объектов.
Но и здесь должно соблюдаться квотирование привлеченных мигрантов по специальностям на требуемые объекты, проектно-сметная документация по которым уже готова, чтобы по строительным нормам и правилам подсчитывать не только потребный объем строительных конструкций и материалов, но и требуемой рабочей силы должного профиля и специализации. Приглашаемая частным бизнесом рабочая сила сверх квот, согласованных с региональными органами государственного управления, должна финансироваться за счет средств приглашающей стороны, включая транспортные расходы на доставку такой рабочей силы из мест их постоянного проживания и последующего возвращения на их родину. При этом отчетность по привлеченной численности и по ее использованию на протяжении всего срока пребывания на территории субъекта федерации должна предоставляться в территориальные органы Минтруда России и соответствующие подразделения правительства региона, которые, в свою очередь, тесно сотрудничают с органами местного самоуправления, на территории которых происходит использование привлеченной рабочей силы мигрантов.
Активизация малого и среднего предпринимательства. Снижение издержек для бизнеса
Нет необходимости подчеркивать, что подобные меры в интересах не только населения России, но и бизнеса, который организует использование рабочей силы мигрантов. Более того, такой порядок обеспечит снижение издержек и для самого бизнеса Упрощение процедур легализации мигрантов и создание единой цифровой платформы снижают административные издержки для предпринимательского сектора, который заинтересован в привлечении дополнительной рабочей силы из мигрантов. Такая мера будет способствовать тому, что сделает Россию более привлекательной для иностранных инвестиций, особенно в тех отраслях, где требуется значительное количество рабочей силы. Создание официально организованного рынка труда с торгами квот на привлечение дополнительной рабочей силы позволит институционализировать и этот рынок в соответствии с современными технологиями всего “пакета” Индустрии 4.0 (искусственный интеллект, технологии сбора и обработки Больших данных, интернет вещей, 3D-печать и 3D-производство и т.п.).
Привлечение на организованных началах крупного бизнеса под объекты нового освоения в Арктической зоне Российской Федерации, Сибири и Дальнем Востоке под эгидой Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики, а также и использование интерактивного онлайн-сервиса для подбора инвестиционных объектов с гарантированной рабочей силой во всех регионах АЗРФ и ДФО обеспечит и формирование вокруг него целого ряда малых предприятий и фирм по обслуживанию мигрантов и вновь образующихся потребностей, что создаст дополнительный импульс и для развития малого бизнеса в регионе.
Опыт Западной Европы показывает, что миграционная политика должна стать, помимо чисто экономической проектной деятельности, и гуманитарным проектом, учитывающим накопленный в СССР и постсоветской Россией потенциал межнациональной политики, а потому - стать основной целой миграционной парадигмы, формируемой на этом опыте, а потому требует специального рассмотрения, поскольку требует не только социальной стабильности, что, несомненно есть общественно-политический императив, но и решать задачи совершенствования государственного и муниципального управления.
Социальная стабильность
Соблюдение трудовых прав мигрантов
При том, что есть обязательные нормы для соответствия языковых требований к мигрантам, формированию механизмов контроля за соответствием их поведения общепринятым нормам общежития в России и неукоснительным приведением в исполнение выдворения из страны без права повторного въезда по трудовым квотам за нарушения, требуется еще наведение порядка и со стороны компаний, приглашающих дополнительную рабочую силу. Ужесточение контроля за работодателями, использующими труд мигрантов, и создание центров поддержки как мигрантов, так и работодателей в проведении мониторинга и контроля, способствуют снижению социальной напряженности. Мигранты, работающие в легальных условиях и получающие достойную оплату труда, меньше подвержены эксплуатации и более интегрированы в общество.
Например, создание “горячих линий” и центров поддержки позволяет мигрантам оперативно решать возникающие проблемы, такие как задержка заработной платы или нарушение трудовых прав. Это снижает риски социальных конфликтов и способствует формированию благоприятной социальной среды.
Интеграция мигрантов в общество
Программы по обучению мигрантов русскому языку, основам законодательства и культурным нормам, проводимые на территории их проживания после определения состава бригад для направления в соответствующие регионы для участия в проектах и заполнения определенных заранее квот на трудовой “десант”, способствуют их успешной интеграции в российское общество. Это особенно важно для мигрантов, которые планируют остаться в России на длительный срок или получить гражданство.
На муниципальном уровне создание центров адаптации, где мигранты и их семьи могут получить помощь в решении бытовых и социальных вопросов, в том числе с привлечением к оказанию такого рода услуг местных жителей, способствует формированию так называемой толерантной, или благоприятной социально-психологической среды. Это снижает риски конфликтов на этнической почве и способствует укреплению социальной стабильности. Однако надо понимать, что процесс адаптации, а тем более интеграции трудовых иммигрантов в общественно-политическую и социально-экономическую среду обитания не может ограничиваться перечисленным, а должен постоянно совершенствоваться в зависимости от выявленных несогласованностей и сбоев. Только при постоянном мониторинге и контроле процесс интеграции будет походить поступательно.
Снижение уровня нелегальной миграции
Усиление мер по борьбе с нелегальной миграцией и внедрение современных технологий контроля способствуют снижению уровня нелегальной миграции. Это позволяет предотвращать преступность, связанную с нелегальной миграцией, и обеспечивать прозрачность миграционных процессов. Так, внедрение биометрических систем и баз данных позволяет оперативно выявлять и предотвращать нелегальную миграцию, а также правонарушения, совершенную такими иммигрантами. Это способствует повышению уровня безопасности в городах и населенных пунктах, где проживает значительное количество мигрантов, а в целом обеспечивает стабильность и развитие общества, формирование таких институтов, которые будут привлекательны для иммиграции и будут способствовать переезду на условиях, сформулированных открыто и общедоступно, значительной численности желающих официально жить и работать в России вместе с их семьями на постоянной основе, принимая в установленном порядке российское гражданство .
Прозрачность процессов для государственного управления
Цифровизация миграционных процессов
Создание единой цифровой платформы для оформления документов позволяет повысить прозрачность миграционных процессов. Это упрощает контроль за миграционными потоками и снижает риски коррупции.
Например, цифровая платформа позволяет оперативно отслеживать количество мигрантов, их место работы и сроки пребывания в стране. Это делает миграционные процессы более управляемыми и прозрачными.
Учет потребностей регионов
Гибкая система квотирования, описанная выше и учитывающая потребности регионов в трудовых ресурсах, позволяет более эффективно распределять мигрантов по отраслям и территориям. Это способствует повышению прозрачности и эффективности миграционной политики. При этом установленные квоты – не догма, и региональные власти могут оперативно вносить изменения в квоты, исходя из текущих потребностей экономики и выполнения ранее взятых на себя обязательств. Это делает миграционную политику более гибкой и адаптивной. Одновременно это делает и более ответственной политику и региональных и муниципальных органов управления в области миграции, а значит – более действенной и эффективной. При этом следует существенно повысить значение и отечественных служб занятости, усилив возможности перемещения рабочей силы из одного муниципального образования в другое, из одного региона страны - в другой, что при использовании инструментов цифровизации будет проводиться значительно оперативнее и эффективнее.
Усиление контроля за работодателями
Ужесточение контроля за работодателями, использующими труд мигрантов, позволяет предотвращать нарушения трудовых прав и снижать риски эксплуатации все должно соответствовать Трудовому кодексу Российской Федерации и установленному контролю за выполнением его норм. Это способствует повышению прозрачности и эффективности миграционных процессов. Для этого должны быть налажены без излишней бюрократизации регулярные проверки работодателей и создание для мигрантов “горячих” линий, что позволит оперативно выявлять и устранять нарушения. Это делает миграционные процессы более прозрачными и управляемыми, а значит – значительно привлекательными, а работодателей и местные органы самоуправления - более ответственными за принятые решения по привлечению дополнительной рабочей силы из-за рубежа.
Новые меры по контролю за миграционной политикой в 2024–2025 годах имеют стратегическое значение для государственного и муниципального управления. Они способствуют созданию баланса между привлечением трудовых ресурсов, обеспечением национальной безопасности и соблюдением прав мигрантов. Кроме того, более качественный учет с использованием искусственного интеллекта и возможностей цифровизации наличной свободной рабочей силы среди российского населения, в том числе среди выпускников средних профессиональных учреждений, позволит оперативнее проводить при необходимости перемещение свободной рабочей силы из региона в регион для более эффективного ее использования и совершенствования систем расселения населения по территории страны, в том числе по вновь осваиваемым территориям Сибири и Дальнего Востока.
Эти меры способствуют экономическому развитию, социальной стабильности и повышению прозрачности процессов управления. Успешная реализация новых мер требует координации усилий всех уровней государственного управления, активного участия бизнеса и местных сообществ а принятии решений по развитию регионов и территорий внутри них.
Миграционная политика становится важным инструментом для обеспечения устойчивого развития России. Упрощение процедур легализации, гибкая система квотирования, усиление контроля за соблюдением трудовых прав и интеграция мигрантов в общество способствуют созданию благоприятной среды для экономического роста и социальной стабильности. Одновременно такие условия активизируют процесс иммиграции для граждан иностранных государств не только этнически соответствующих национальному составу Российской Федерации, но и не отвечающих этим требованиям, но принимающих нормы российского общежития и разделяющих традиционные ценности народов, населяющих Россию.
Кроме того, внедрение современных технологий и цифровизация миграционных процессов повышают прозрачность и эффективность управления, что является важным шагом на пути к созданию современной и адаптивной системы государственного управления, способной преодолеть коллизии глобального финансово-экономического кризиса и фазового перехода к новому мирохозяйственному укладу на основе новой парадигмы многополярности миропорядка.