Победить в СВО

пресса

Порядок обращения граждан: как будут действовать новые меры защиты при электронных обращениях

Меры защиты органов власти от спам-рассылок, направляемых через зарегистрированные в иностранной доменной зоне адреса электронной почты доработаны с помощью законопроекта №729732–8 с новыми поправками в Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». 

Согласно изменениям в законодательстве, граждане при обращении в государственные органы обязаны указывать обратный адрес электронной почты с доменным именем, находящимся только в российской национальной доменной зоне. То же касается указания адреса электронной почты при обращении в государственные органы, МФЦ — в формате анкетных и адресных данных заявителя. 

Иначе обращение не будет рассмотрено и ответ не будет получен. Необходимость изменений авторы инициативы обосновали тем, что использование почтовых сервисов, зарегистрированных на территории недружественных для России иностранных государств, не отвечает требованиям о защите информации. При этом, согласно постулата ещё из Римского права, гражданин вообще не обязан иметь адрес электронной почты и сотовый телефон.

Чтобы понять детали — надо договориться о смыслах, знать как зарождаются и продвигаются депутатами проекты в Государственной Думе.

Законодатели постоянно консультируются — и между собой в профильных комитетах и с помощью помощников (у каждого – несколько) и с помощью привлекаемых, как правило, удобных им экспертов. К каждому законопроекту даже на стадии его формирования формируется папка — «дело», в том числе в электронной форме, с анализом проблематики, статистики, правоприменительной практики, экспертными мнениями, предложениями из разных ведомств и даже инициативных групп, в том числе общественности. 

По общему правилу, если подать законодателю обращение, подписанное двумя людьми, персональные данных которых открыты, оно считается коллективным.

Если подать несколько (более двух) обращений, скажем в трехмесячный период, по той же тематике — они считаются повторными (неоднократными) и систематическими. 

Поэтому каждый проект обоснован. Другое дело — как и чем?

Для зарождения и продвижения проекта достаточно нескольких инициативных писем, запросов с подкреплением аргументов аналитической запиской, выкладок и нескольких релевантных экспертных мнений. Ситуация упрощается, то есть проект проходит согласования без помех, когда депутаты чувствуют авторитетное лобби и ли намёки из администрации президента. Любой автор-депутат, группа лиц -единомышленников с одинаковыми ролевыми ожиданиями легко докажет, обратившись к постоянно пополняемой папке документов, что проект нужен и важен.

Отсюда логично, что проект претерпевает изменения, текст будущего закона корректируется, меняются или дополняются положения. Это — нормально.

ФЗ о рассмотрении обращений граждан

Касательно законопроекта №729732–8 появились обоснованные экспертные суждения и «справки» из правоприменительной практики (а также «мнения» из МВД) о том, что сообщения по электронной почте не могут достоверно, быстро и без привлечения специальных средств контроля, в том числе оперативных разработок по конкретным лицам и адресам в том числе IP идентифицировать отправителя. Тем более, когда отправитель пользуется типично сервисом VPN или имеет зарегистрированный адрес электронной почты в иностранных доменных зонах (к примеру, gmail.com).

Чиновникам всех уровней — от военной до гражданской культурной сферы — библиотекарей (в России это государственные учреждения культуры) ещё в 2017 году рекомендовано отказаться от сервисов.com и других, а с 2022 года это введено конкретным запретом, с обоснованием в том, что электронная переписка не гарантирована от перлюстрации третьими лицами с намеренностью и без — были бы технические возможности, а они есть.

Поступившее в государственный орган по каналам электронной почты обращение гражданина, когда оно не подписано с помощью действующего сертификата электронной цифровой подписи (ЭЦП) по сути может не рассматриваться как с подозрением на анонимное, без идентификации отправителя, или отправителю поступает формальный ответ с рекомендации обратиться по тому же вопросу в соответствующий орган с заявлением (обращением) подписанным личной подписью (не ксерокопированной) и с указанием валидных и верифицируемых персональных данных (которые конечно же, проверят с помощью электронной системы межведомственного взаимодействия. Это правило для чиновников действует 5–6 лет.

Поэтому (вернемся к теме) к законопроекту №729732–8 сформирована поправка для того, чтобы пользователя-отправителя обращения было удобно идентифицировать.

Большинство открытых всем систем для подачи обращений при регистрации пользователя привязывается к его SIM-карте и номеру сотового телефона (каждый сотовый имеет идентификатор IMEI), поэтому возможно не только установить пользователя и его местонахождение, но и перемещения в конкретный период времени, а также непосредственно перед обращением дополнительно проверить и подтвердить данные — с помощью отправки «кода подтверждения» через смс. Такая же, по аналогии, система идентификации пользователей много лет действует в банковской сфере.

Среди «информационных систем государственного органа или органа местного самоуправления, обеспечивающей идентификацию и (или) аутентификацию гражданина» наиболее развёрнута и популярна «Госуслуги». 

И если заметили — при любых попытках обращений за услугами, будь‑то любое лицензирование, покупка билетов на транспорт или обращение через МФЦ «Мои документы», у заявителя настоятельно требуют оформить запись к «Госуслугам», поясняя тем, что она «очень нужна». 

По сути, навязывая услугу, ибо гражданин страны не обязан иметь даже сотового телефона, не то, что «записи на Госуслугах; это не повод поражения в гражданских и социальных правах. 

Действительно, работать с сервисом „Госуслуги“ дистанционно и в формате „одного окна“ гражданам удобно; на это и был расчёт. Но ситуация имеет и обратную сторону. 

Обращение к электронному сервису удобно для дистанционного получения услуг, а с другой стороны даёт дополнительный и быстрый способ контроля граждан.

Цели закона о порядке обращения граждан

Для усовершенствования контроля и идентификации граждан, отправляющих обращения и заявления, и косвенно (запрещение отправлять письма с иностранных сервисов) — чтобы исключить возможности нарушения работы электронной информационной системы, в том числе подсистемы межведомственного взаимодействия. Чтобы уменьшить или купировать угрозы DDos‑атак и иных попыток несанкционированного хакерского воздействия — для безопасности информационной системы и её устойчивости перед вызовами времени.

С повышением уровня контроля (даже если он просто технически возможен, а это — так) отправителя обращения, государство имеет усовершенствованную доказательную базу в части заявителя в обязательной трилогии уголовного права «время, место, способ»; теперь эти аспекты легко доказуемы.

Доступные электронные системы «идентификации и аутентификации гражданина.

Обращения в электронном виде, подписанные корректной ЭЦП, как и прежде будут приниматься, если отправлены с отечественных сервисных площадок (Yandex, mail и др.).

Система электронного взаимодействия «Госуслуги» также подходит для многофакторной идентификации заявителя.

Любые сервисы, где гражданина могут идентифицировать по данным паспорта, биометрическим данным (их несколько видов) и др., примером является личный контакт с оператором (специально обученным) в МФЦ «Мои документы»; оператор обязан установить личность заявителя, перепроверив электронным способом в формате моментального запроса — сверки с базой паспортные данные заявителя и сравнив фотографию в документе с оригиналом перед собой.

Как улучшать взаимодействие в связке гражданин-государство в электронном виде?

Дополнительные сервисы аутентификации уже действуют повсюду, иногда в комплексе — от банковской сферы и при обращении в банк — заявителя сфотографируют дополнительно и каждый раз, до любых доступных электронных сервисов, к примеру, «Мои документы» и «Госуслуги». 

Дополнительно сервисную функцию добавят на «официальные сайты соответствующих ведомств, расширив функционал „подать обращение в формате обратной связи“, при этом — чтобы фактически подать обращение вам придётся все равно идентифицироваться через те же „Госуслуги“.

Так замыкается круг и люди идентифицированы по локации (биллингу) сотового оператора с двухфакторным подтверждением смс факта подачи обращения или входа в „Госуслуги“ — кроме введения пароля и логина.

С текстом законопроекта № 729732–8 «О внесении изменений в Федеральный закон „О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации“ и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.

Кашкаров Андрей
Автор: Кашкаров Андрей
Последние публикации автора


Танкер "Koala" с 130 000 тоннами мазута сел на мель в порту Усть-Луга

Танкер со 130 000 тоннами мазута на борту успешно сел на мель.

В ночь на 9 февраля в порту Усть-Луга, расположенном в Ленинградской области, произошел инцидент с танкером "Koala", на борту которого находилось 130 000 тонн мазута. Судно начало тонуть после серии мощных взрывов в машинном отделении, что вызвало серьезные опасения по поводу возможного загрязнения водоемов.Обстоятельства происшествия. Танкер "Koala" го... Читать 1 мин.

Танкер "Koala" с 130 000 тоннами мазута сел на мель в порту Усть-Луга

Границы Украины по итогам 1991 года будут пересмотрены по международному праву

Слышали про границы 1991 года, о которых говорят на Западе? Почему это ложь? Предлагаем статью на основе видео Михаила Советского «Украина не вышла из СССР. Всё, что нужно знать про границы 1991 года».

Границы Украины 1991 года и международное право. Как пример, одно из главных требований украинской стороны для прекращения огня, это возвращение к границам 1991 года.Под границами 1991 года подразумеваются границы Советской Социалистической республики Украины (УССР) с Крымом и Донбассом и теми территориями, которые сегодня под контролем России. Но тут е... Читать 9 мин.

Границы Украины по итогам 1991 года будут пересмотрены по международному праву

Экспертный ответ на информацию о том, что Трамп анонсировал свой мирный план и назвал дату окончания войны на Украине

Американский президент Донадьд Трамп убеждает Владимира Зеленского согласиться на прекращение огня к Пасхе. Напомним, что в 2025 году она отмечается 20 апреля.

Мирный план Трампа. По предварительным данным, мирные переговоры начнутся с телефонной беседы Зеленского и Путина в начале февраля, встреча лидеров конфликтующих государств состоится в конце последнего зимнего месяца — начале марта. Официально о перемирии объявят 20 апреля, а к 9 мая опубликуют заявление... Читать 10 мин.

Экспертный ответ на информацию о том, что Трамп анонсировал свой мирный план и назвал дату окончания войны на Украине
Редакция портала: privet@wsem.ru
Создайте канал и публикуйте статьи и новости бесплатно!
Кашкаров Андрей
Кашкаров Андрей
17:10
Новая мобилизация? При каких условиях возможно развитие социально непопулярной ситуации
В СМИ вновь муссируются мнения о возможной новой волне мобилизации в России. За этим пока ...
Редакция «Всем!ру»
Редакция Всем!ру
04.01.2025
После нападения дрона - камикадзе погиб внештатный корреспондент «Известий» Александр Мартемьянов.
Один корреспондент погиб, пятеро пострадали при нападении дрона ВСУ на автомобиль журналис...
Wsem обо Всём
Фролов И.В., к.т.н.
07.02.2025
Оружие Украины сегодня: роботизированные наземные системы на февраль 2025 года
Разработкой наземных боевых дронов на Украине начали заниматься в период АТО (2014 - 2022 ...
Михаил Советский
Михаил Советский
16:31
Почему Сорос спонсирует госперевороты по всему миру
В мире довольно много олигархов, которые всеми силами пытаются укреплять и захватывать вла...
Редакция «Всем!ру»
Редакция Всем!ру
06.02.2025
Реестр контролируемых иностранных лиц для мигрантов и миграционная политика России
Миграционная политика сильно влияет на общество. Но в условиях низкой рождаемости Россия н...
Wsem обо Всём
Алина
13.01.2025
Пожар в военном госпитале в Туле
В Туле завершено тушение пожара в военном госпитале в центре города по адресу ул. Советска...
Павловский Валерий
Павловский Валерий
05.02.2025
Проблемы безопасности и стратегические интересы в свете визита Ахмеда аш-Шараа в Турцию
Недавний визит нового президента Сирии Ахмеда аш-Шараа в Турцию открывает новую страницу в...