Последствия разлива мазута в Чёрном море для флоры и фауны
В данном случае очень важны несколько факторов.
Могут ли последствия разлива мазута в Керченском проливе проявиться в масштабном плане в тёплое время года?
Они именно так и проявятся: мазут марки М-100 хранят и перевозят при разной температуре. В диапазоне --10…+25 градусов Цельсия консистенция имеет большую вязкость, чем при температуре +60…+70 градусов, когда можно добиться полного слития размягчённого мазута из цистерны или котла (хранения и перевозки).
Соответственно, при увеличении температуры воды и воздуха, а также нагретого солнечной активностью пляжного песка мазут (битум) растекается и проникает в толщу воды и песка быстрее.
В акваториях и в воде происходит подъём взвесей мазута (с придонных пластов) в более верхние, подверженные значительному движению, особенно при неспокойном, штормовом море, то есть распространение происходит быстрее и на большие расстояния даже тех отдельных «пятен», что осели на дно, скажем, в декабре. Что касается песка в прибрежной полосе, при повышении температуры — мазут испаряется. Для иллюстрации или понимания этого достаточно вспомнить технологию и практику строительно-асфальто-укладочных работ, когда битумом заливают на дороге стыки между асфальтовыми слоями.
Если кто вспомнит, поймет, каким неприятным запахом от испарений сопровождаются дорожные работы, почему в рабочей инструкции рекомендовано пользоваться респиратором, а также почему «дорожники», связанные с производством и работой с мазутом, имеют льготную выслугу лет, равно как и то — почему асфальтирование дорог стараются проводить именно летом (не зимой, ибо весной асфальт без мазута может сойти вместе со снегом). Даже при том, что в дорожных работах используется другая марка мазута.
Соответственно при повышении температуры весной и летом — испарений и движений в водной толще не локализованных мазутных пятен не избежать.
В каком объёме загрязнение песка, воды и воздуха может быть критично или опасно — с точностью до миллиметра предсказать нельзя. Опасность будет там, где остался мазут — в воде ли, в песке ли… он будет влиять на живые микроорганизмы, которыми питаются более крупные морские животные и водоплавающие птицы. Соответственно рыба, живущая в водной замазученной среде так или иначе впитывает в себя его частицы. Питаться ей — все одно, что ловить корюшку или «невских ершей» в Неве в административной черте Петербурга: сразу и за несколько «порций» не отравишься, но постоянно питаться такими речными и морепродуктами нельзя. К сожалению, в торговых сетях и ресторациях вам не скажут — откуда рыба…
Погибла и погибает сейчас та флора и морская фауна, что непосредственно имела контакт с мазутом или питалась живыми существами, имевшими сильный контакт, загрязнёнными. А вот дальше, весной-летом и позже, частицы мазутных взвесей будут проникать в мясо рыбы малыми дозами, но все же достаточными для того, чтобы вызывать отравления разной степени у человека.
В том и одна из опасностей экологической катастрофы на Чёрном море (оно становится все более чёрным, прошу прощения за тавтологию), что имеющую привлекательный внешне товарный вид рыбу, но фактически испорченную, могут продавать не только с рук и на рынках в Анапе и на всем побережье, но и в гипермаркетах столицы и мегаполисов, а также поставлять в специальные комбинаты питания, снабжающие образовательные учреждения всех рангов и типов (от дошкольных до вузов).
Есть ли разница, когда с точки зрения влияния на экологию такая катастрофа была бы менее опасной — зимой или летом?
Разница есть, исходя из аргументов, приведенных выше. Для уменьшения загрязнения территории и площади воды лучше, когда мазут или битум охлаждены. Тогда (тяжелее воды и почти не смешиваясь с ней в химическом процессе) они, кроме плёнки на поверхности, тонут, опускаются на дно. И загрязняют его. Опасность представляется в двух ипостасях.
Первое — в том, что всю воду Чёрного моря в объёме условно 555 тыс. кубических километров «пропустить через сито» очистных сооружений невозможно, то есть местами дно так и останется загрязнённым, и второе — в том, что при сколь угодно среднем и сильном волнении моря, особенно в прибрежной зоне, со дна мазут будет волнами подниматься и мигрировать — по воде и выбрасываться на берег, загрязняя песок (вторично).
То есть весной-летом проблема была бы ещё больше по масштабу. Но и теперь — на всех хватит.
Сейчас, спустя полтора месяца после эко катастрофы так и происходит. Когда кое‑где чиновники рапортуют, что «загрязнённый песок убран» или «вода очищена» — это называется лукавство без намеренности (если не считать намеренностью необходимость позитивных отчётов «наверх»), но подвести их к ответственности юридически не получится — они скажут, что «добросовестно заблуждались» — есть такое понятие в уголовном праве.
Поэтому нынешняя, по состоянию на конец января 2025 года борьба с последствия разлива мазута на Чёрном море, очень страшная катастрофа с одной стороны, а с другой очень хороший способ «освоить выделенные средства», говоря языком метафоры они уходят «как вода в песок».
Последствия разлива мазута в Чёрном море для туризма: перспективы по ситуации
На центральном пляже Анапы, а также вдоль побережья до поселка Веселовка в Темрюкском районе возвели почти двухметровый защитный вал с натянутой полипропиленовой сетью.
Это важно, чтобы обезопасить пляж от новых выбросов мазута во время штормов. По замыслу устроителей вал и ров перед ним должны удержать накатную волну, а полипропиленовая сеть удержит частицы нефтепродуктов из взвеси воды и мазута. Как будет работать защитная система — покажет время.
Проблемы с отдыхом на Чёрном море в 2025 году точно не случится, так как пока нет предпосылок к унынию вот в какой части. Если и будет отток туристов в высокий сезон, его компенсирует государство раздачей «бесплатных слонов» федеральным льготникам, имеющим право на бесплатное санаторно-курортное лечение, оплату дороги за счёт государства туда и обратно (много категорий и ни одна из них не главнее остальных — от того образуется очередь в Петербурге в несколько десятков тысяч человек). При отказе или «охлаждении» внимания к Чёрноморскому побережью со стороны более респектабельных и состоятельных туристов санатории заполнят именно льготным контингентом — на весь сезон.
Другое дело — что это за льготники. Пенсионеры и инвалиды 60–80 лет, условно бабки и деды, дети-инвалиды (корректнее говорить — с ограниченными возможностями здоровья, ОВЗ) и их сопровождающие мамы. А жители в курортных городках традиционно живут туристическим сезоном.
Поэтому такой особый и почётный контингент санатории-то заполнит, но провальную доходность местных жителей от торговли, аренды и услуг для туристов не компенсирует.