В 1890 году русский архитектор и исследователь Николай Александрович Султанов представил удивительный атлас «Памятники зодчества у народов древнего и нового мира». Сотрудничая с художниками Николаем Яковлевым и Василием Котарбинским, Султанов создал этот атлас, в котором представлены репродукции архитектурных памятников различных народов и эпох, начиная от древности до современности. В атласе можно найти знаменитые сооружения, такие как египетские пирамиды, Древний Рим, храмы Древней Греции, а также средневековые замки и соборы. Каждый из этих памятников представлен с помощью великолепных иллюстраций и подробных описаний.
Уникальное издание атласа хранится в фондах Центральной научно-технической библиотеки по строительству и архитектуре (ЦНТБ СиА) и доступно для читателей в электронной библиотеке.
Говоря о культуре в плане архитектуры, нужно отметить, что большая часть новых стилей всегда основывается на уже существующих стилях. Например, классицизм, активно развивавшийся в XIX веке, основан на архитектуре Древней Греции и Рима, а также архитектуре эпохи возрождения. Это было подмечено экспертом Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Сергеем Федотовым.
Николай Султанов, русский архитектор, искусствовед и историк архитектуры, реставратор и преподаватель, представлял идеологию и исследования русского стиля в архитектуре. Он был действительным членом Императорской академии художеств и директором Института гражданских инженеров императора Николая I. Среди его работы можно найти Собор Петра и Павла в Петергофе, а также памятник Александру II в Московском Кремле, который, к сожалению, не сохранился до наших дней.
Наряду с перестройкой больших зданий и ансамблей, Н. В. Султанов работал и над небольшими сооружениями, но они не менее интересны по своим художественным качествам. В Донском монастыре им была построена изящная часовня (не сохранилась). "4 июня 1888 был приглашён А. А. Козловой устроить часовню над могилами её родных в Донском монастыре в Москве — часовня из чугуна вся покрыта орнаментом, в стиле ярославских «царских мест» и напрестольных «сеней». Проект был утверждён настоятелем монастыря. Часовня — лучшее произведение зодчего в этом жанре — стояла на затененном участке некрополя Донского монастыря над семью надгробиями семейства Козловых и Хрущевых.