21 сентября далёкого 1380 г. силы, собранные из разных мест Московской Руси, а также брянских, полоцких и волынских земель под началом Великого князя Дмитрия Ивановича, сумели разгромить огромное татарское войско под предводительством темника Мамая.
Обе рати сошлись в верховьях р. Дон на ставшем знаменитом Куликовом поле. Дабы не дать повод к ослаблению воинского духа и отступлению, мосты через Дон были сожжены. Конница ордынцев первой атаковала русские полки, ей удалось смять передовые порядки и углубиться в тыл московского войска. Однако, когда татары уже почти предвкушали победу, последовал внезапный удар Засадного полка, таившегося в густой дубраве. Этот блестящий манёвр расстроил наступление неприятеля и вскоре, объединив силы, уже полки князя Дмитрия стали теснить нукеров Мамая, которого в итоге не спасла ни восточная конница, ни отряды закованных в латы генуэзских наёмников.
Куликово поле осталось за славянским воинством, хотя и не без потерь. Безусловно, что профессиональные историки, оценивая это сражение, указывают, что оно не привело к полному освобождению от золотоордынской зависимости. Однако победа, одержанная в верховьях Дона, показала, что соперник не столь могущественен, и полное избавление от тягостного ига — всего лишь вопрос времени, что и доказали последующие события. Дата 21 сентября по праву пополнила календарь воинской славы России.
«Весьма символично, что в этот день православные христиане отмечают ещё и важнейший праздник — Рождество Пресвятой Богородицы, что объединяет воинский подвиг с подвигом духовным. Неслучайно шедшие на бой русские рати благословил выдающийся монах-подвижник Сергий Радонежский, а позднее на месте битвы возвели Рождественскую церковь. Героическое далёкое прошлое тем самым напоминает нынешним поколениям, что успешно противостоять сильному агрессору можно только при наличии морального стержня, основанного на вере», — подчеркнул В. А. Колёсников, доцент Ставропольского филиала Президентской академии, к.и.н.







