Фудтрак
Формат передвижной торговли знаком нам еще с давних времен, и когда, казалось бы, все перешли на стационар, остаются еще стартапы, которые надеются возродить торговлю на колесах. О проекте рассказывает ведущий эксперт по аутсорсингу персонала «Ваш кадровый ресурс» Елена Корецкая.
Фудтрак на колесах. О проекте
Обновленный формат мобильных магазинов предложила франчайзинговая сеть «Фасоль» (дочернее предприятие Metro). Торговые точки теперь будут представлены фургонами, которые произведены российской компанией Mobitruck. Тестовый вариант магазинов уже презентовали на выставке Food Expo в Москве.
Пилотный фургон принадлежит ООО «Гастрономъ», собственником которого является предприниматель Кирилл Суровенков. В ассортименте представлена молочная продукция, чипсы, газированные напитки, энергетические напитки, сыры и колбасы.
Первые три магазина должны были появиться в ближайшее время в Подмосковье. Фудтраки будут иметь площадь от 15 до 20 квадратных метров. Внутри будут размещаться стеллажи с товарами, холодильники, кассовая зона и автомат для приготовления кофе. Ассортимент составит примерно 300 товаров, который может изменяться в соответствии с потребностями франчайзи.
Например, в парковых автолавках можно будет приобрести снеки, мороженое и напитки, а в жилых районах — продукты, овощи, фрукты и замороженные товары. Минимальный размер инвестиций в такой магазин составляет немного - немало 4 млн рублей.
По мнению представителя компании Metro, передвижной бизнес — это ответ на запросы партнеров, который позволяет не только менять локации, но и отражать сезонный спрос. Этот формат особенно востребован на рынке и получает большую поддержку от государства.
О компании
По собственным данным ритейлера, «Фасоль» представляет собой сеть продуктовых магазинов различных форматов: супермаркеты, магазины у дома, магазины без касс, киоски, магазины на АЗС. Являются франчайзинговым проектом компании Metro, которая на сегодняшний день объединяет под единым брендом более 1,7 тыс. магазинов, владельцами которых являются независимые предприниматели по всей России. Открытие стационарных точек «Фасоли», по крайней мере ранее, оценивалось значительно дешевле: минимальные составляли около 500 тыс. рублей.
При этом Metro активно развивает и поддерживает профессиональную группу клиентов — трейдеров, обмениваясь с ними знаниями и опытом компании в области розничной торговли. Партнеры приобретают товары на основе своего собственного выбора, формируя ассортимент в соответствии с потребностями покупателей магазина, региональными особенностями и зоной обслуживания.
Предыстория
Представители Metro в России рассказали, что торговая сеть активно работает над повышением качества поддержки франчайзи и развитием концепции магазинов «Фасоль»: «Что касается формата, то здесь мы сконцентрируем основную поддержку на работе с размерами магазинов и их локацией. Вероятно, будем отказывать в сотрудничестве тем предпринимателям, которые хотят переформатировать по франшизе свои точки, расположенные в неудачном месте. Что касается ассортимента, то мы хотим сделать упор на предложении решений. Например, сегодня в магазине может предлагаться 20 видов соков, но нет сэндвича, чтобы купить на вынос, есть сигареты, но нельзя купить свежий хлеб. Речь идет о том, чтобы предусмотреть в ассортименте магазинов больше продукции категории фреш».
Компания собиралась инвестировать больше в развитие франчайзинга, в частности, в оборудование (для кофе-поинтов, выпечки, холодильники), оказывать помощь в поиске более выгодных локаций. Но при этом будут меняться и условия партнерства. Инвестируя больше, франчайзер собирается и больше требовать — в объемах продаж и обеспечении уровня сервиса, соответствующего формату.
Плюсы и минусы фудтраков
Передвижная торговля обладает рядом преимуществ и недостатков:
- Гибкость и мобильность: можно ловить трафик на различных мероприятиях, таких как фестивали, ярмарки, спортивные мероприятия и прочее.
- Доступ к целевой аудитории: позволяет направлять усилия туда, где находится целевая аудитория, что увеличивает вероятность успешных продаж.
- Экономическая эффективность: сокращает затраты на аренду большого торгового пространства.
- Возможность тестирования рынка: проверка реакции на новый продукт или концепцию без необходимости вложения больших средств в обычный магазин.
- Адаптация к сезонным или временным факторам: быстрая реакция на изменения спроса, сезонные тренды или особенности местного сообщества.
- Из-за ограниченной площади и ресурсов, передвижные торговцы могут предложить ограниченный выбор товаров по сравнению со стационарными магазинами.
- Большая зависимость от погодных условий или сезонных изменений, что может сказаться на доходности и стабильности бизнеса.
- Кроме того, фудтраки должны постоянно искать места для продажи, а также получать соответствующие разрешения и лицензии от местных органов власти. Часто это сопровождается трудностями в управлении инвентарем и оборудованием.
- В некоторых местах конкуренция между передвижными торговцами может быть высокой, что усложняет привлечение клиентов и обеспечение стабильного потока дохода.
- Ограниченные часы работы, что может сказаться на доступности и удобстве для клиентов.