«Всем!ру» - информационно-аналитический портал
«Всем!ру» - информационно-аналитический портал

Совсем недавно, прогуливаясь по парку, присела на скамейку. Ко мне подсели две женщины, как позже оказалось - молодые мамы. Я стала невольной свидетельницей их беседы. Одна начала с того, что ребенок не умеет копить, все карманные деньги у него куда-то уходят и даже сомневается, стоит ли их ему вообще давать. Вторая тоже сетовала, что дочка все полученные деньги тратит на конфеты, потом дружно лечат высыпания. Маме очень хотелось обучить ее финансовой грамотности, но она не знает с чего начать. В итоге обе женщины сошлись на том, что вопрос обучения финансовой грамотности у нас в стране достаточно серьезный и актуальный.

Давайте детально разберемся, с чего начать обучение ребенка финансовой грамотности, и вообще стоит ли это делать родителю.

Необходимо учесть один принцип: процесс обучения должен приносить удовольствие и ребенку, и родителю. И соблюдение этого принципа – важная составляющая на протяжении всего учебного процесса.

Ответ на вопрос: «Стоит ли обучать финансовой грамотности родителям?» – не однозначный. В современной России процент финансово грамотного населения достаточно низкий: только 46,7% россиян оценивают свой уровень финансовой грамотности, как «высокий». Хотя этот показатель и растет в последние годы, но при этом повышается и количество пострадавших от рук кибермошенников, что свидетельствует о все-таки низком уровне финансово грамотных людей.

Если мать или отец сами не владеют навыками финансовой грамотности, смогут ли они обучить этому ребенка? Скорее нет, чем да. Поэтому, если вы сами не владеет этими навыками, лучше довериться специалисту или заняться собственным образованием в первую очередь. Сейчас достаточно много учебных заведений в этой области, в том числе и в сфере онлайн-занятий.

Для тех, кто решит обучать ребенка самостоятельно, несколько рекомендаций в нашей статье.

Финансовая грамотность для детей дошкольного возраста

В возрасте до 3-х лет хорошо подходит, так называемое "фоновое обучение". Все беседы относительно семейных финансов вполне приемлемо проводить в присутствии детей. Пример: супружеская пара присаживается за стол переговоров и обсуждает семейный бюджет на будущий месяц. Беседа проходит в добром позитивном ключе. Малыш при этом присутствует на добровольной основе.

Оптимальный возраст, с которого лучше начинать прямое обучение финансовой грамотности: 3 года. Выделяют 4 основные метода: игра, просмотр мультфильмов, чтение соответствующей литературы, приложение на смартфон и программы на компьютер.

Эффективный метод - это игра. Выберете комфортное и удобное время для себя и малыша. Помните о главном принципе: занятия  должны приносить удовольствие и ребенку, и родителю. Рекомендую для игр приобрести игрушечные деньги. Настоящие деньги лучше использовать ближе к 7-ми годам.

Пример нескольких игр:

«Размен». Одну купюру любого номинала или монетку размениваем более мелким номиналом. 

«Линия».  Берем несколько купюр и монеток разного номинала и выстраиваем их в линию от большего к меньшему и наоборот.

«Ты - мне, я –тебе». Разделить деньги на две кучки и попросить ребенка дать вам 50, 100, 500 рублей и т.д. Теперь пусть ребёнок попросит у вас необходимую ему купюру. 

Помните о мерах безопасности при играх с монетками и купюрами. На протяжении всей игры не оставляйте дитя без присмотра (иногда дети хотят попробовать деньги на вкус).

Далее учите счету с помощью денежных купюр и монеток.

Мультфильмы тоже отличный метод обучения финансовой грамотности. Не перегружайте ребенка мультиками и не злоупотребляете смартфонами. Рекомендую не более 1 часа в день в этом возрасте.

«Азбука финансовой грамотности от «Смешариков». Это мой несомненный лидер среди мультиков, красивая качественная картинка, плюс грамотно поданная информация, состоящая из 24 серий. Подходит для детей 3+.

«Богатый бобренок». Мультфильм выпущен Минфином России. Имеется интерактивный вариант, где дети отвечают на вопросы о выборе главного героя, и наблюдают за результатами своего выбора.

Финансовая грамотность для детей начальной школы

В этом возрасте дети уже более самостоятельные. Методы обучения все те же, но уже с практическим элементами. Вполне возможно давать задания сходить в магазин что-то приобрести, специально давать со сдачей и без. Составлять семейный бюджет, при этом привлекая к обсуждению школьника.

Игры проводить уже с настоящими деньгами. При этом не пренебрегаем правилами безопасности:  монеты лучше предварительно помыть, бумажные - обработать ультрафиолетовой лампой; для деток помладше выбрать монетки покрупнее; не оставляем детей без присмотра; после денежной игры обязательно помойте руки.

Игра «Магазин». Создаем магазин игрушек (продуктовый, хозяйственный) дома, для этого собираем игрушки «для продажи», готовим ценники. Ребенок может выступать и в качестве продавца, и в качестве покупателя. Постарайтесь провести игру наиболее приближенной к реальной ситуации: со сдачей и без, не точно выдать сдачу и т.д.

Отлично развивают финансовое мышление настольные игры наподобие «Монополии».

В этом возрасте книги должны стать главным источником информации.

«Мани, или азбука денег». Автор Б. Шефер. Книга написана в формате сказки, без использования сложных финансовых терминов. Здесь автор говорит об принципах богатства. Основной смысл: финансовая свобода доступна всем, но большинство людей уделяет недостаточно внимания своим финансам.

«Откуда берутся деньги? Энциклопедия для малышей». Автор: Е. Ульева. Это сказка, в которой главный герой заяц зарабатывает на продаже морковки и открывает магазин. Простым детским языком повествуется о финансовых терминах, есть задания на закрепление материала. При этом очень красочная и красиво оформленная книга.

Для этого возраста для просмотра подойдет мультфильм «Азбука денег. Уроки тетушки Совы».

Финансовая грамотность для подростков

Как раз самое время учиться зарабатывать и применять полученные знания на практике. Пускай подросток помогает вам в работе, делегируете ему часть своих функций. Современные дети хорошо разбираются в компьютерной технике, в социальных сетях, умеют монтировать клипы, снимать видеоролики.

Уже с 14 лет возможно приобрести банковскую карту, установить соответствующее банковское приложение на смартфон. В некоторых банках такое приложение имеет образовательный характер.

По – прежнему прекрасно работает такой метод как игра. Но она уже направлена на развитие финансового мышления, осознанности.

«Личный бюджет». Условие: Ты остаешься дома совершенно один. Родители уехали в командировку и оставили 5000 руб. Это и есть бюджет на 2 недели. Задача: распланировать денежные средства так, чтобы хватило на все необходимое, на развлечения, сбережения, благотворительность.

Подсказка. Наилучшим образом, если дети будут использовать при планировании метод 6 кувшинов.  

«Шоппинг». Заранее готовим прайс: стоимость одних и тех же продуктов в разных магазинах.  Условие: родители выдали 1 000 руб. Необходимо купить на эти деньги продукты для всей семьи на 1 день.

Задача ребенка: по прайсу определить, какие продукты, где дешевле и приобрести необходимое для пропитания своей семьи на один день (неделю, месяц).

«Я – Бизнесмен». Цель игры: раскрытие потенциала деток, направить мышление в область предпринимательской деятельности.

Задача: определить, каким бизнесом можно заниматься.

Условие: составляем табличку из двух колонок. В первой колонке прописываем свои сильные стороны и умения, таланты. Во второй колонке, напротив каждого умения, прописываем, как минимум, 3 способа заработка при помощи этого таланта.

Отличная книга для данного возраста: «Богатый папа, бедный папа для подростков».  Автор Кийосаки Роберт Т. Адаптация известного бестселлера для подростков. Кийосаки один из первых начал говорить о том, что наши дети в школе не получают нужных финансовых знаний и потом всю жизнь работают ради денег. Существенная идея книги: бедные говорят: «Я не могу себе этого позволить», а богатые: «Как я могу себе это позволить?».

С 2022 года по сообщению Банка России уроки финграмотности войдут в обязательную школьную программу. Они не будут выделены в отдельный предмет. В начальной школе элементы знаний будут интегрированы в такие предметы, как «Математика» и «Окружающий мир», а в 5–9 классах финграмотность будет составной частью математики, обществознания и географии.

Тем не менее обучать ребенка дома внутри семье все-таки необходимо.

Выводы

Основные выводы относительно обучения ребенка финансовой грамотности:

  • повышайте и свой уровень знаний. Чадо в первую очередь учиться у своих родителей, подражая их поведению,
  • если чувствуете, что уровень знаний в этой области не высокий, лучше довериться специалистам,
  • выбирайте метод обучения, соответствующий возрасту,
  • не злоупотребляйте гаджетами,
  • чем старше, ребенок, тем больше самостоятельности,
  • самый эффективный метод: игра. Кроме того, настольные игры- отличный повод для приятного совместного времяпровождения.

Желаю успехов в обучение и повышения уровня финансовой грамотности всей семьи. 

По теме
Следите за Всем
в Telegram
Следите за Всем в Telegram
Редакция портала: privet@wsem.ru
Создайте канал и публикуйте статьи и новости бесплатно!