Победить в СВО

Ментальная арифметика для детей

Как ментальная арифметика влияет на развитие мозга ребенка?

Ментальная арифметика – это навык. Любой навык, в том числе данный, оказывает влияние на развитие мозга.

Я абсолютно уверена, что есть момент, когда это влияние положительно, но есть и то, что стоит учесть, прежде чем перегружать или загружать ребенка такими навыками.

В каком возрасте лучше обучать ментальной арифметике?

Проведём грубую аналогию. У нас есть задача научить ребенка кататься на велосипеде. Мы его сажаем на трехколесный велосипед. Он хорошо его осваивает. И дальше мы начинаем нагонять его по скорости, может быть, трюками какими-то загрузим его. Но, тем не менее, это все равно трехколесный велосипед, и это все равно ребенок без навыков координации. То есть однозначно наступает момент, когда надо пересадить с трехколесного велосипеда на двухколесный. 

С этими арифметическими навыками все точно так же. Для дошкольного возраста, старшего дошкольного, для младшего школьного это показано. 

Но это не должен быть один навык. Навыки должны развиваться. В том случае, если мы обеспечиваем ребенка только развитием этого навыка, у нас будет абсолютно определенный перекос или деформация развития.

Когда же мы говорим о переносе активности этого навыка на подростковый возраст, у меня уже значительно больше сомнений, поскольку арифметические навыки должны быть заменены на абстрактно-логические мыслительные операции, это новообразование подросткового возраста. 

И если мы загружаем ребенка, подростка этими навыками, то мы фактически блокируем зону актуального развития.

Поэтому если мы говорим о том, что это навыки, которые встроены в систему развивающего обучения, то это старший дошкольный и младший школьный возраст.

Какие противопоказания для обучения ментальной арифметике?

Есть еще моменты, которые нам надо учесть. Это траектория развития. Мы сейчас все время говорили о нормативном развитии. А у нас есть нарушенное развитие, дисгармоничное развитие. И для целого ряда нарушений развития мы должны убирать активность формирования этого навыка, с учетом именно этого варианта нарушенного развития. То есть просто так, без подготовки запустить только этот образовательный трек, я думаю, будет крайне неосмотрительно.

В определенных группах, в определенных условиях и в сочетании с другими методиками эта методика имеет право на существование. 

А в том случае, если учтены противопоказания, например, для синдрома дефицита внимания с гиперактивностью я бы эту методику включила поскольку есть, если хотите, морфофункциональные противопоказания для использования этой информации. 

Здесь мы должны тогда достаточно подробно уйти по либо симптоматической характеристике этого вида нарушения, либо проявления, ну и, скорее всего, в нашем случае эта подробность будет не так существенной.

У нас есть определенная этапность формирования мыслительных функций и операций. 

Наглядно-действенное мышление переходит на определенном этапе в наглядно-образное, и это младший школьный возраст, а наглядно-образное в абстрактно-логическое, это подростковый возраст. 

И если к двум предшествующим видам мышления эти навыки будут в поддержку и не будут препятствовать развитию, то при переходе на абстрактно-логическое мышление здесь может возникнуть засада. Должна быть уже более сложная и иная система, на которой будет формироваться этот вид мышления.

Любой навык, а именно это основной продукт данной методики, стереотипизируется, становится закрепленным. Мы можем говорить о том, что увеличивается точность или увеличивается темп его реализации. 

Со стереотипного навыка перейти на другие абстрактно-логические действия, я точно могу предположить, что будет значительно сложнее.

То есть это история про то, что ментальная арифметика работает на таких четких алгоритмах и нет понимания состава числа, как это работает. То есть люди заучивают формулу и не понимают, как это работает. Это об этом?

По сути, это операция с числом, без ответа на вопрос "зачем?", "из чего оно состоит?", "как это число может встроиться в другие более сложные действия?".

Есть, может быть, какие-то рекомендации, советы, которые можно дать родителям, которые задумываются, отдавать или не отдавать им ментальную арифметику ребенка, что им посоветовать, на что обращать внимание конкретно у этого ребенка, например. Потому что сейчас как будто бы бездумно: "Ой, все увидели ментальную арифметику, все, пойдем"?

Я думаю, что простым вопросом на старте принятия решения для любого родителя будет вопрос: зачем вы это делаете? 

Если у вас есть четкий ответ и лучше к этому ответу присоединится еще, например, мнение какого-то профильного специалиста, как минимум нейропсихолога или хотя бы психолога-педагога, который может быть, поддержит, а может быть, выскажет сомнения. Но даже если есть собственный четкий ответ на вопрос «зачем?», это уже, в принципе, часть вашей ответственности.

Нет ответа на вопрос — это подражание. Если вы хотите на своем ребенке отрабатывать свои собственные подражательные действия, то да, наверное, и так возможно.

Ментальная арифметика для пожилых

Есть еще мнение, что пожилым людям стоит попробовать ментальную арифметику, потому что это будет профилактика каких-то ментальных заболеваний. Действительно ли это здесь может помочь?

Здесь есть определенный резон. Есть определенное сходство в особенности психической деятельности детей на ранних этапах онтогенеза и людей на поздних этапах жизни. 

Соответственно, здесь, на мой взгляд, есть та же самая история. И когда мы говорим о том, что арифметическое действие будет являть собой профилактику нейрогенеративных расстройств или нарушений, то надо иметь в виду опять-таки вопрос — каких нейрогенеративных расстройств, на какой стадии, на какое состояние мы будем предлагать эту методику? 

Поэтому я думаю, что для одних — это будет показано, а для других бы я рекомендовала с большой осторожностью.

А вот про такие навыки, как мелкая моторика, усидчивость, синхронизация работы полушарий, действительно есть польза от ментальной арифметики в этом?

В такой подаче мы можем любой навык представить с очень позитивной точки зрения. Я ничего не могу вам сказать в отношении того, как, скажем, межполушарное взаимодействие обеспечивается арифметическими навыками. Я читала исследования, в которых переход от шести-семизначных цифр запускает вот этот ресурс. Но таких основательных аргументов у меня для этого нет, к сожалению.

Еще я хотела бы, наверное, сказать о том, что применение любой образовательной методики осуществляют родители. И их мотив должен быть как минимум прозрачен им самим, понять, что я хочу для ребенка самого лучшего. Очень часто слышится такая подача. Но что имеется в виду, абсолютно непонятно. 

Ведь не исключено, что именно вашему ребенку вот это самое лучшее будет противопоказанным. И если этот родитель разберется в деталях, если он свой смысл отодвинет на второй план и в качестве приоритета своего решения будет ориентироваться на особенности развития своего ребенка, то скорее здесь он будет ближе к истине. 

Wsem обо Всём
Автор: РНИМУ им. Н. И. Пирогова
Последние публикации автора


Еврокомиссия планирует вложить €2 млн в «эффективность» суда Казахстана

Европейская комиссия намерена запустить специализированную программу для «повышения эффективности и прозрачности» Конституционного суда Республики Казахстан. Европейские чиновники планируют продвигать «демократические стандарты», а также финансировать командировки судей Конституционного суда на консультации и тренинги в страны Евросоюза.

Для этих целей: ▪️ готовится запуск спецпрограммы для «повышения эффективности и прозрачности» Конституционного суда страны; ▪️ на реализацию подобных проектов объявлен тендер, следует из реестра грантовых программ ЕК; ▪️ европейские чиновники будут продвигать «демократические стандарты», финансировать командировки судей на консультации и тренинги ... Читать 2 мин.

Еврокомиссия планирует вложить €2 млн в «эффективность» суда Казахстана

Устранение первопричин украинского конфликта откроет путь к его концу: Лавров

Первопричины конфликта между Россией и Украиной — это, прежде всего, создание угроз безопасности России через расширение НАТО на Восток и курс киевского режима, пришедшего к власти в результате антиконституционного госпереворота, — указал глава МИД РФ.

Только полное и необратимое устранение первопричин украинского конфликта может открыть путь к его завершению. Об этом заявил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, выступая на торжественном собрании, посвященном Дню дипломатического работника."Украинский кризис имеет глубокие первопричины. О них мы не устаем говорить, устранение которых настойчиво тр... Читать 1 мин.

Устранение первопричин украинского конфликта откроет путь к его концу: Лавров

Пресс-конференция президента РФ Владимира Путина по итогам празднования 80-летия Победы в Великой Отечественной войне и о переговорах с Украиной: главное

Путин поблагодарил лидеров иностранных государств и представителей дружественных России стран за участие в Параде Победы. Он отметил, что 11 мая завершилось перемирие, объявленное Россией в связи с 80-летием Великой Победы и предложил украинской стороне провести 15 мая переговоры в Стамбуле. Зеленский ответил ультиматумом, но после окрика Трампа, согласился приехать в Стамбул и 13 мая вылетел на переговоры.

Главное из речи Владимира Путина:. — Встречи с зарубежными лидерами в дни 80-летия Победы были насыщенными и содержательными; — Те, кто приехал к нам, это лидеры не по должности, а по характеру, убеждениям, готовности отстаивать свои убеждения; — Россия чтит всех, кто внес свой вклад в общую победу над нацизмом; — Северокорейские военные ... Читать 5 мин.

Пресс-конференция президента РФ Владимира Путина по итогам празднования 80-летия Победы в Великой Отечественной войне и о переговорах с Украиной: главное

Зеленский опубликовал заявление лидеров Франции, Германии, Польши, Великобритании и Украины по итогам встречи в Киеве

Встреча политиков, поддерживающих Украину состоялась 11 мая 2025 года в Киеве.

Лидеры стран заявили, что с понедельника (12 мая) должно начаться полное прекращение огня, которое продлится не менее 30 суток. Они требуют, чтобы прекращение огня было всеобъемлющим: то есть, в воздухе, море и на суше. Это требует эффективного мониторинга, который может быть реализован в тесной координации с США;Призыв к прекра... Читать 2 мин.

Зеленский опубликовал заявление лидеров Франции, Германии, Польши, Великобритании и Украины по итогам встречи в Киеве

Мировые лидеры на Параде Победы, военнослужащие каких государств планируют пройти по Красной Площади

Кто из мировых лидеров проявил политическую смелость и прилетел в Москву? Список прибывающих на Парад Победы, посвященный 80-летию обеды в Великой Отечественной войне постоянно меняется. Такого давления Запада на мировых лидеров мир еще не знал.

Парад Победы пройдёт 9 мая 2025 года на Красной площади в Москве в честь 80-летия победы в Великой Отечественной войне.  Парады также состоятся в восьми городах-героях и ещё в 19 городах, где расположены штабы военных округов, флотов, общевойсковых армий и Каспийской флотилии.Мировые лидеры на Параде Победы. Вчера Москва встречала Президента Кубы М... Читать 3 мин.

Мировые лидеры на Параде Победы, военнослужащие каких государств планируют  пройти по Красной Площади
Редакция портала: privet@wsem.ru
Создайте канал и публикуйте статьи и новости бесплатно!
ФотоПочта
ФотоПочта
10.05.2025
Как сделать постер онлайн: простые шаги и лучшие инструменты
Хотите создать яркий и запоминающийся постер, но не знаете, с чего начать? В сегодняшнем р...
Киностудия Дар-фильм
Мария Дарская
09.05.2025
Новая грань таланта Александра Петрова в фильме «Почтарь»
Одна из камерных драм, посвященных Великой Отечественной войне, - «Почтарь» Андрея Разинко...
Редакция «Всем!ру»
Вардан Эрнестович Багдасарян — д.и.н., проф., зам. главы Центра научной политической мысли и идеологии
9:19
Экспертное заключение: почему Конституция РФ — это конституция побежденного государства
Вынесенное в заглавие утверждение «Конституция РФ — конституция побежденного государства» ...
Евгений Федоров
Евгений Федоров
8:00
Новые, громкие заявления Трампа о России
Президент США Дональд Трамп считает, что СССР просто переименовали в Россию. По крайней ме...
Глазкова Ксения Александровна
Глазкова Ксения Александровна
12.05.2025
Сложности перевода или как общаться маркетингу с отделом продаж?
Слышали, эту старую как мир историю о том, что у маркетинга и отдела продаж метрики не пер...
Михаил Советский
Михаил Советский
05.05.2025
Какие страны ввели больше всех санкций против России и что за новые "адские" санкции готовит Трамп
Последние новости из США подтверждают справедливость американской поговорки It ain't ...
Wsem обо Всём
НОО ОПОРА РОССИИ
13.05.2025
Финал бесплатного шоу-проекта для предпринимателей и самозанятых "Фабрика брендов", где эксперты развивали свой личный бренд
14 мая в 18:30 финал бесплатного шоу-проекта для экспертов и предпринимателей «Фабрика бре...