Знакомясь в июне 1940 года в оккупированном Париже с помещениями Лувра (160 тысяч м кв.), работники нацистского оперативного штаба Рейхсляйтера Розенберга (ERR) обнаружили в запасниках несколько приличных картин, в т.ч. в ящике с надписью LA GOCONDA портрет улыбающейся дамы. Одни искусствоведы ERR увидели в находке оригинальную «Джоконду» кисти Леонардо да Винчи (1452–1519), а другие узрели весьма качественную копию XVI века. Розенберг не стал фотографировать сомнительную картину в альбом для Гитлера.
Альбомы (31 шт.) с фотографиями мировых творений в оригинале и уникальное надёжное лично Гитлера хранилище в престижной соленой шахте Альтаусзее в принципе не могли быть местом для копий. Розенберг знал, что с Гитлером шутки плохи: лучше оригинал ошибочно назвать копией, чем копию оригиналом. Поэтому он, от греха подальше, отправил копию картины «Джоконда» вместе с другими картинами, непрошедшими "фейсконтроль", сначала в хранилище Ле‑Ман (206 км от Парижа), а затем в хранилище Вильфранш-де-Руэрг (ещё 400 км южнее). Оттуда копия «Джоконды», в числе других картин и скульптур, свозимых в одно хранилище по приказу Гитлера в начале 1945 года, поступила в шахту Альтаусзее (всего от Парижа 1000 км), как надёжное укрытие от англо-американских авианалетов.
Гитлер мог слышать о существовании оригинальной «Джоконды» кисти Леонардо да Винчи, которая стала собственностью Франции в первых числах мая 1519 года, когда душеприказчик Франческо Мельци после смерти Маэстро да Винчи 2 мая 1519 г. подарил или продал картину королю Франциску 1 Валуа за 4000 экю. Но в натуре фюрер этой картины в оригинале не видел. Жак Жожар надёжно прятал оригинальный шедевр от посторонних глаз в течение всей оккупации Франции. Фотографий копии картины не существовало. В общем, за «Моной Лизой»- «Джокондой» Адольф Гитлер не гонялся. И его конкурент по коллекционированию Герман Геринг — тоже. Не удивительно, что след «Джоконды» в немецких документах не обнаружен.
В марте-апреле 1945 г. оккупированная немцами территория Франции подверглась массированным налётам английских и американских самолётов, базирующихся в Великобритании. Гитлер распорядился собрать все свои сокровища в одном надёжном месте, недоступном налётам авиации союзников. Золото, драгоценные камни и предметы искусств немцы свозили на грузовиках в одобренную Гитлером соляную шахту Альтаусзее в австрийских Альпах вплоть до 1 мая 1945 г. и прекратили возить за неделю до появления там 3-й Армии США. Так, портрет «Джоконда» в копии в числе подобных картин из заурядного хранилища в Вильфранш-де-Руэрг попал в престижное и надёжное хранилище в горе Лозер в окрестностях посёлка Альтаусзее, когда было уже не до осмотра и оформления документов. О несметных сокровищах Гитлера в соляной шахте горы Лозер в Австрийских Альпах хранители памятников капитан Поузи и рядовой Керстайн, приписанные к 3-ей армии США, узнали случайно в начале 1945 года.
Скрывающийся в деревне Трир под Парижем Herman Bunjes (1911–25,07,1945), бывший сотрудник Службы охраны культурных ценностей, являющийся одной из центральных фигур в Оперативном Штабе Рейхсляйтера Адольфа Розенберга (ERR) в Париже, а также соратник Рейхсмаршала Генриха Геринга (1893–15,10,1945) - главного конкурента Фюрера Германии в разграблении для себя культурных богатств Европы, был весьма осведомлённым человеком. Он готов был пойти на сделку с самим дьяволом, а не то, что с посетившими его интеллигентными американцами. Рассчитывая на их помощь легально вернуться из провинции в Париж, герр Бунжес выдал супер секрет местонахождения основной сокровищницы Гитлера в соляной шахте Австрийских Альп в местечке Альтаусзее и добавил, что Адольф Гитлер родом из австрийского города Линца ещё в 1938 году отметил для себя положительные стороны соляной шахты в Альтаусзее и приказал обшить свободные помещения досками и соорудить стеллажи. Годами для большей сохранности туда свозили ценности из многих хранилищ. Помещения переполнены мировыми произведениями искусств, предназначенные для будущего личного музея Гитлера в его родном Линце. Бравые американцы, поблагодарив за прием и беседу, направились прямиком в военную прокуратуру, чтобы сообщить о махровом нацисте. Того задержали, основательно допросили. Ему светил длительный срок заключения. Но 25 июля 1945 г. он повесился на оконной решётке в тюремной камере.
Соответственно, о полученной ценнейшей информации капитан Поузи доложил начальству и продолжил заниматься текущими делами. Командование отреагировало быстро. На место было отправлена разведка.
8 мая 1945 г. в местечке Альтаусзее появился пехотный отряд 80-й дивизии 3-й армии США на двух джипах с бойцами в грузовике. Командир отряда майор Ральф Пирсон заметил в бинокль группу в штатском на площадке рядом с входом в шахту. Не обнаружив присутствия немцев и их огневых точек, майор отдал команду «Go on». Ехали медленно, все 3 км в гору высотой 1836 м над уровнем моря, дорога петляла. Сюда не всякий автомобиль доедет своим ходом, понадобится сопровождающий вездеход на гусеничном ходу.
На площадке старший в группе лиц, толпившихся перед входом в шахту, мастер шахты Отто Хёглер обрисовал майору Пирсону оперативную обстановку: попытка Гауляйтера Айгрубера взорвать шахту сорвана. По распоряжению директора шахты доктора Эммериха Пёхмюллера с участием технического директора Эберхарда Майерхоффера и мастера шахты Отто Хёглера на поверхность вынесено 8 неразорвавшихся английских авиабомб, которыми Гауляйтер Август Айгрубер собирался разрушить шахту, похоронив в ней не только сокровища, но и компрометирующие его документы в истреблении 40 000 узников концлагерей. Гитлеровцев нет. Соляная шахта действующая, обслуживаемая персоналом из местного населения, полная произведениями искусств, не заминирована. Но проход в штольню и 137 входов в помещения внутри шахты завалены грунтом в результате контролируемых взрывов с целью воспрепятствования несанкционированному доступу.
Тема относится к компетенции «монументалистов» 3-ей Армии США капитана Роберта Поузи и рядового Линкольна Керстайна. Их известили по рации. До прибытия специалистов, майор Пирсон поставил у входа в шахту круглосуточную охрану в режиме: «Пост сдал, пост принял». После переписи личных данных шахтёрев и местных специалистов, их отпустили.
Э. Пёхмюллер, Э. Майерхоффер, О. Хёглер и шахтёры являются истинными героями, спасшими действующую соляную шахту Альтаусзее с несметными сокровищами от коварного уничтожения нацистами. Союзные войска в предотвращении преступного уничтожения соляной шахты Альтаусзее участия не принимали. Приписывать последним роль спасителей ценностей в хранилище — не корректно.
8 мая 1945 г. Германия под натиском союзных войск капитулировала.
9 мая по требованию Верховного Главнокомандующего Советской Армии И. В. Сталина состоялось повторное подписание Акта о безоговорочной капитуляции сил германского вермахта.
12 мая на местном уровне объявлено, что округ Шкирия, включая местечко Альтаусзее, и гора Лозер с действующей соляной шахтой с размещенным в ней сокровищем, находятся в зоне ответственности 3-й Армии США.
Командование вооружёнными силами СССР узнало о сокровищах Гитлера в этом месте и притязаниях англо-американцев на «лакомый кусок пирога» 14 мая 1945 г. и только 25 июня соответствующим образом отреагировало (читай ниже).
Получив радиограмму от майора Пирсона, о том, что на шахте Альтаусзее ждут хранителей памятников, капитан Поузи и рядовой Керстайн. с ведома своего командования, свернув текущие дела, поспешили выбыть к шахте на джипе. До неё было порядка 300 км по разбитым дорогам с воронками от американских и английских авиабомб.
16 мая хранители памятников прибыли в Альтаусзее, отменили пост часовых и в соответствии со своими высокими полномочиями стали хозяйничать. Тот же мастер шахты Отто Хёглер проинформировал их об умышленно заваленных проходах в шахте. Монументалистов, пребывавших долгое время в нетерпении увидеть сокровища Гитлера, это не остановило.
17 мая рабочие пробили в первом препятствии в самом верху узкое отверстие. В него с трудом протиснулись один за другим оба хранителя памятников с местным проводником и очутились в штольне (горизонтальный коридор). Пройдя 600-метровую штольню, они натолкнулись на завал, в котором также было пробито узкое отверстие, По ту сторону было сыро, грязно и темно. Ацетиленовое пламя старинных шахтёрских переносных карбидных ламп излучали мало света, что делало невозможным через узкое отверстие в завале рассмотреть в деталях разбросанные предметы искусства и содержимое в коробках. Возможно, они извлекли на поверхность, как вещественное доказательство, какой-то предмет, но считать эту дату вскрытием шахты и хранилища можно с большой натяжкой. Расчистка завалов для беспрепятственного прохода людей и проезда вагонеток продолжалась ещё месяц.
18 мая рядовой Керстайн отправлен в штаб 3-ей Армии США с докладом. Капитан Поузи остался наблюдать за расчисткой завалов.
21 мая Керстайн вернулся в Альтаусзее с лейтенантом Джорджем Стаутом — экспертом по влажности и химическому составу воздуха и красок. Стаут, как ветеран первой мировой войны был в авторитете. Он с гордостью носил нашивку N (Navy-флот) Сделав нужные замеры в доступных помещениях и, проведя научные расчёты, эксперт пришел к выводу, что уровень влажности и температуры окружающего воздуха в соляной шахте позволяют хранить написанные маслом картины без ущерба один год. Стаут, как старший над хранителями памятников, имел задачу определить объём сокровищ в шахте. Поскольку работы по расчистке завалов продолжались, Стауту осталось довольствоваться кратким списком, составленным до него кем‑то из работников шахты:
- картины – 6577 шт.,
- рисунки и акварели – 230 шт.,
- гравюры и оттиски – 954 шт.,
- скульптуры – 137 шт.,
- оружие и доспехи – 129 шт.,
- книги в ящиках и т. п.
24 мая 1945 г. лейтенант Дж. Стаут, оставив шахту на попечение капитана Поузи, отбыл в штаб 3-й Армии США с докладом о последних событиях в шахте. Особо Стаут, как учёный, пытался инициировать глубокое расследование всего, что связано с шахтой. Но у американского военного командования и властей были другие планы.
14 июня лейтенант Стаут вернулся в Альтаусзее со своим учеником лейтенантом Стивом Коваляком
К 15 июня после изнурительных земляных работ в шахте в течение месяца все проходы в шахте были расчищены силами местных шахтёров. На поверхность вывезено 897 тележек с грунтом.
16 июня 1945 г. есть реальная дата вскрытия соляной шахты и поднятия первых предметов искусства на поверхность.
Некоторые авторы, недоумевая сами, ставят читателей в тупик своим вопросом: «Шахта Альтаусзее вскрыта 16 июня 1945 года. Как это портрет „Мона Лиза“ - „Джоконда“ доставлен из этой шахты в Лувр и выставлен в музее в один и тот же день 16 июня 1945 года? Расстояние то более 1000 км?!». Далее мы всё разложем по полочкам.
Стаут, с позиции ученого, был намерен в спокойной обстановке приступить к составлению подробной описи имеющихся сокровищ. Но такая возможность ему не представилась.
25 июня Стаут испытал «гром среди ясного неба»: командование поставило его в известность, что по настоянию И. В. Сталина, действующего в соответствии с решением «Большой Тройки» на Ялтинской конференции в феврале 1945 г., 34-й Президент США Гарри Трумен отводит свои войска с завоеванных территорий на юг Австрии. Это означает, что территория округа Штирия, в том числе соляная шахта в горе Лозер с её сокровищами, находится в советской зоне.
Лейтенанту Стауту и капитану Поузи отводилось только 4 дня до 1-го июля 1945 г., чтобы покинуть самое большое хранилище ценностей фюрера Германии Адольфа Гитлера. Стаут не мешкая, направил в хранилище своего помощника л‑та Коваляка и рядового Керстайна с заданием отбирать наиболее ценные предметы для вывоза в отведенные дни. В авральном режиме, работая по 16 часов в сутки, его люди упаковывали экспонаты и грузили в присланные штабом 3 Армии США трехостные грузовики, прославленной марки Studebaker US6.
Водители грузовиков имели задание доставить сокровища в Мюнхен, разгрузиться в здании бывшей штаб-квартиры фюрера НСДАП и сдать ценности лейтенанту Джеймсу Роримеру — хранителю памятников из 7-й Армии США.
Отсутствие со стороны советского командования должного кантроля за исполнением срока пребывания американцев в зоне ответственности СССР, позволило американской команде лейтенанта Стаута и капитана Поузи вывозить из соляной шахты ценности лишних 10 дней, до 10 июля 1945 года, включительно.
Американцы 14 дней на грузовиках марки Студебеккер US6, способных преодолевать крутой и узкий подъём к хранилищу в горе Лозер (h-1836 м), вывозили ценности в Мюнхен на сборный пункт в Central Collecting Point (220 км). На армейских автомобилях грузоподъёмностью 2,5 тонны было совершено 80 рейсов. Учёт ценностей при погрузке не вёлся. Американские солдаты доставали из шахты сокровища и грузили на автомобили в две смены. Что и сколько они оставили русским — нам не известно (предполагаем 5%). Американцы извлекали из недр шахты сокровища и грузили в автомобили для транспортирования в Мюнхен в большой спешке при недостаточном освещении помещений шахты. Документального подтверждения о находке в шахте картины «Джоконда» нет. В шахте солдаты «Джоконду» в копии могли и не заметить, ведь специально её не искали.
И тем не менее, копию «Джоконды» на сборном пункте в Мюнхене среди доставленных из шахты Альтаусзее предметов живописи обнаружил искусствовед из команды Monuments Men лейтенант Джеймс Роример. Он предположить себе не мог, что копия «Джоконды» имеет какое-то отношение к знаменитому Лувру, скорее принадлежит какому-то частному лицу еврейской национальности. Поэтому он отправил картину во французский Национальный Музей восстановления (Musees nationaux recuperation) для поиска владельца.
В течение 5 лет работники Музея восстановления искали владельца копии картины «Джоконда» среди коллекционеров из богатых еврейских семей (Родшильд, Зилигманнов, Берихайм-Жёнов, Леви-Бенцион, Валь-Пикард и др.) в Париже, чтобы вернуть, но не нашли владельца.
После многолетних бесплодных поисков владельца картины бесхозная копия картины «Джоконда» поступила из Музея Восстановления в Лувр на бессрочное хранение в 1950 году. Директор Лувра Жорж Салль (1889–1966) повесил это художественное произведение на стене перед своим рабочим кабинетом и в течение 7 лет лицизрел его.
Это неоспоримо доказывает само существование копии картины «Джоконда».
Новый директор Лувра Эдмон Сиде в 1957 году распорядился снять картину со стены административного помещения. Где в настоящее время содержится картина «Джоконда» в копии, руководство музея Лувр несомненно знает. И всё же обращает внимание, что в этом же 1957 году экспонат «Джоконда» в зале Карре по распоряжению того же месье Сиде был обустроен защитным коробом с толстым пуленепробиваемым антибликовым стеклом, наполненным инертным газом для продления жизни картины. Совпадение или элементарная замена картин произошла в 1957 году? Или возможно произойдёт в недалёком будущем?
Возвращённая из эвакуации в Париж 16 июня 1945 года «Джоконда» предстала перед поклонниками на прежнем месте Салона Карре после приведения в порядок галерей музея и здания Лувра в целом. На состояние картины сказались её многоразовые покидания стационара. Предпоследняя её гастроль в США была в 1963 году по просьбе жены президента США Жаклин Кеннеди. Последнее турне — поездка в 1974 году в Японию и музей Пушкина в Ленинграде. После чего она «заболела» и стала невыездной. Позже из музея поползли слухи, что 500-летняя картина стала разрушаться.
Хранители музея Винсент Дельевин и Луи Франк 21,10,2019 сообщили:
«Мы можем больше не увидеть „Мону Лизу дель Джоконда“. Картина разрушается. Есть угроза, что хрупкая картина треснет пополам. Сейчас трещина пересекает всю поверхность доски и достигает лба Джоконды.
Выездной ей больше не быть. Она во время перевозки может расколоться. Ей противопоказано любое перемещение, вибрация, изменение климата».
Хранитель отдела живописи Лувра Венсан Помаред дополняет коллег:
«Со временем картина „Джоконда“, написанная на доске из тополя, слегка прогнулась и с задней стороны слева ясно видна трещина… и эта трещина увеличивается».
Сколько она ещё протянет? Столько сколько отмерил её создатель -гений да Винчи. Продолжит ли она бессрочно экспонироваться на прежнем месте и постепенно разрушаться, как «Тайная вечеря»? Возможна ли её замена на копию «Джоконды», прошедшую путь: музей Лувр (художник-копиист Луи Беру, 1811–1818 г.г. или неизвестный копиист ХУ1 –ХУ11 века) — хранилища картин в Ле Ман и в Вильфрант-де-Руэрг, 1944 год – соляная шахта Альтаусзее, 1945 год - Центр сбора предметов искусства в Мюнхине, 1945 год — Национальный музей Восстановления в Париже, 1945–1950 г.г.- служебное помещение возле кабинета директора Лувра, 1950–1957г.г. — запасники Лувра, 1957 г. — н/в?
Интересно, если замена произведётся, то в каком порядке: с предварительным уведомлением посетителей музея или исподтишка?
Рассмотреть картину из толпы с расстояния 2–4 метра за минуту и сравнить с тем, что о ней написано, — невозможно. По образному выражению английского писателя, художника Роберта Хьюза «Люди приходят не смотреть на картину, но чтобы сказать, что они видели её». Таким людям, что не повесь для обозрения - всё подлинное. Каждый видит в «Джоконде» то, что хочет увидеть. Но подкованность в этом вопросе, никогда не помешает. Мы так считаем.