В недавнем заявлении министра образования и науки РФ Валерия Фалькова было объявлено, что с 2025 года в системе российского высшего образования больше не будет использоваться термин «бакалавр». Вместо этого будет введено две новых категории: высшее образование и высшее специализированное образование.
Переход на новую систему будет проходить постепенно, чтобы университеты и студенты могли адаптироваться к новым условиям. Важно отметить, что прием абитуриентов на 2024/25 учебный год будет проводиться по текущей системе, то есть они будут зачисляться на программы бакалавриата. Однако, с 2025 года будет произведена коррекция специальностей и направлений подготовки, чтобы они соответствовали новой системе образования.
Выпускникам, которые в настоящее время обучаются по программам бакалавриата, будет предоставлена возможность поступать на программы магистратуры в рамках специализированного высшего образования. Они смогут продолжить свое обучение и повысить квалификацию без необходимости перехода на новые образовательные программы.
Как отмечает заместитель директора Ставропольского филиала Президентской академии Елена Сердюкова, дипломы бакалавров, полученные в рамках действующей системы, сохранят свою значимость и будут признаны наравне с дипломами, выдаваемыми по новой системе. Таким образом, изменения в национальной системе высшего образования не повлияют на статус и признание уже полученных документов о высшем образовании.
Основная цель этих изменений — модернизировать и усовершенствовать систему высшего образования в России, сделать её более адаптированной к современным требованиям и условиям рынка труда. Введение новой системы высшего образования направлено на повышение качества подготовки специалистов и на обеспечение лучшего соответствия образовательных программ потребностям экономики и общества.
Все студенты и абитуриенты могут быть уверены в том, что их дипломы будут признаны и после внедрения новой системы, и они смогут продолжить свое обучение или начать профессиональную деятельность без каких-либо юридических и организационных препятствий