«Всем!ру» - информационно-аналитический портал
«Всем!ру» - информационно-аналитический портал

У кого есть в запасе ещё два-три года до выбора профессии, вуза и какие ЕГЭ сдавать? Эта информация для вас! 

10 рекомендаций - как «направить» ребёнка в вопросе выбора профессии:

1. Сделайте тему БУДУЩЕГО и выбора профессии - одной из любимых для обсуждения в вашей семье. Читайте прогнозы экспертов, футурологов, HR. Интересуйтесь ситуацией на рынке труда, тенденциями. Анализируйте профессиональные сферы с позиции - чем они могут быть интересны именно Вашему ребёнку. И делитесь этой информацией с ребёнком,  обсуждайте вместе гипотезы.

2. Обсуждая с ребёнком его успехи и неудачи в школе и дополнительном образовании, старайтесь узнать у него: что же ему нравится ДЕЛАТЬ и СОЗДАВАТЬ? Когда ребёнок будет делиться с Вами тем, как победил на конференции по географии, обязательно узнайте у него - ЧТО ему понравилось больше всего: проводить исследование и писать доклад, заниматься практической частью (опрос/эксперимент/проект) или выступать на конференции,  представляя свою работу.

3. Собирайте обратную связь о Вашем ребёнке со всех людей/педагогов/наставников, мнению которых Вы доверяете. Общайтесь регулярно с классным руководителем, с учителями-предметниками о том, в чем Ваш ребенок крут и хорош! А также узнавайте у преподавателей дополнительного образования о том, в чем и как проявляет себя ребёнок, о его сильных сторонах, ресурсах.

4. Когда выдаётся возможность,  при планировании семейных поездок, включайте в маршрут посещение учебных заведений и прогулки по студенческим кампусам хороших университетов. Ребёнок может влюбиться в здание Университета,  а вариант поступления всегда можно найти!

5. Будьте аккуратны, транслируя подростку мысль о том, что нужно выбрать востребованную профессию! Потому что тут есть опасная ловушка. Да, мы хотим, чтобы дети выбирали востребованную профессию. И это нормально! Мы, как родители, хотим гарантии успеха для наших детей. Считаем, что такой «продуманный» выбор обеспечит светлое будущее нашим детям. Но! Такой подход к выбору профессии,  чаще всего, имеет обратный эффект. Выбрать востребованную профессию – не значит стать востребованным специалистом! И часто дети, которые бы могли стать прекрасными востребованными юристами (и у них есть для этого и все необходимые качества, и сильное желание) выбирают ВОСТРЕБОВАННОЕ программирование, в котором им будет очень сложно стать востребованными специалистами. 


 

Более того, иногда подросток, ориентированный на востребованную профессию, просто теряет мотивацию к обучению и развитию: «Ой, я уже решил стать программистом. Там, знаете, сколько я буду зарабатывать. Им очень много платят. У меня все будет очень хорошо». И таких примеров очень много. Часто мы не знаем простых вещей о профессиях, возможностях образования, рисках и минусах модных профессий. 

Востребован будет специалист,  а не профессия! Это важно понимать. Выбирая профессию нужно смотреть не на востребованность, а на личностные особенности, потребности и ресурсы ребенка!


 

6. Честно и открыто обсуждайте с подростками тему о обязательности наличия высшего образования. Часто слышите от подростков такую фразу: «да зачем сейчас вообще высшее? И так можно отлично устроиться!» Да, вы правы, сейчас всё чаще звучит этот вопрос, особенно от подростков. Что мы имеем на  сегодняшний день: в большинстве компаний крупных, средних, даже продвинутых всё же требуют высшее образование. Пока да! Есть компании, где не требуется высшее образование. В основном, это касается IT сферы. Что нужно рассказать подросткам, и с чем мы, профориентологи, уже сталкиваемся в своей практике: если ты не получил высшее образование и захочешь в дальнейшем сменить компанию/сферу/страну работы, то тебе придётся получать высшее образование! Реальность такова, что пока это так! И лучше это сделать в период времени, когда это наиболее «естественно» и встроено во все твои возрастные и жизненные процессы, то есть после окончания школы. И да, в какие-то 10-20 лет это может измениться. Но пока... Здесь я люблю приводить пример с Гарвордом! Зачем туда идут студенты? Для чего поступают? Какая главная цель? Самое главное - это контакты однокурсников! Это твоё окружение! Твои друзья, некоторые их которых будут с тобой всю жизнь! И даже вероятно твоя вторая половинка!  Твой МИР будет формироваться исходя из твоей Alma mater. На подростков эти аргументы хорошо действуют. Они любят все, что связано с «тусовкой», друзьями…  

7. Информируйте и обсуждайте с ребенком варианты его будущей профессии. Не делайте выбор за своего ребёнка. Часто ли у Вас возникает соблазн «подтолкнуть» своего ребенка к выбору той, профессии, которую Вы считаете для него наиболее подходящей? Тут важно понимать какую цель Вы преследуете? Исходя из чего, Вы хотите подтолкнуть ребёнка  к выбору? Вы точно знаете, что ему подойдёт? На чем основано Ваше предположение? Любое подталкивание как бы исключает активное участие ребёнка,  хотя вопрос именно в выборе ЕГО профессионального будущего... Я рекомендую однозначно выстроить диалог со своим ребёнком! Если Вы заинтересованы в том, чтобы ребёнок действительно нашёл СВОЮ профессию и в дальнейшем был счастлив на своей работе, не бросил обучение в середине, то исходить нужно из ОСОЗНАННОГО выбора. Для этого, нужно исследовать личность ребёнка,  вести диалог, обсуждение. И с помощью различных профориентационных инструментов ребёнок сможет сделать мотивированный выбор. И Вы, как родитель, и Ваш ребенок будет чётко знать: ЧТО и ПОЧЕМУ ему подойдёт

8. Учитывайте пожалуйста, что ребенок может «не знать кем быть, когда вырастит». Часто задаете такой вопрос своим детям, детям друзей? 

Должен ли ребенок в каком-то возрасте представлять кем быть? Говоря просто - НЕ должен! Может и не в каком возрасте не представлять. И это нормально! Да, некоторые дети чувствуют/понимают кем скорее всего хотят стать, но это скорее редкость. Для того, чтобы почувствовать тягу к определённой профессии, нужно ОЧЕНЬ хорошо знать/понимать/чувствовать себя. С этим часто проблемы даже у взрослых людей,  что уж говорить про детей.. И нужно иметь широкие познания в мире профессий! Знать не только достоинства, но и недостатки профессии,  её тяжести,  почему на ней выгорают, уходят из профессии. Знать честный функционал и прочее. Сейчас дети и подростки чаще имеют очень скудные представления о мире профессий: врач лечит, учитель учит... полюс/минус это всё…  Поэтому чтобы ребёнок узнал что ему подойдёт,  нужно чтобы он очень хорошо знал себя, ориентировался в мире и умел делать выбор! А помочь ему в этом уже задача родителей. Если хватает компетенции, то самостоятельно, или с помощью специалиста профориентолога!

9. Проявляйте СОУЧАСТИЕ, вместо «свободы выбора»! Неожиданная рекомендация для многих, я думаю… Сегодня считается очень современно и демократично давать ребёнку свободу выбора! "Ты можешь сам выбрать, кем хочешь стать". "Мы поддержим любой твой выбор!" 

Но... только ответьте себе честно: действительно ли Вы готовы поддержать любой выбор своего ребенка? Потому что «на самом деле нет». И прекрасные слова «ты можешь сам выбрать будущую профессию» переводятся как «выбери сам, но выбери так, чтобы и нас устроило»... Вы готовы совершенно искренне поддержать выбор:

- не соответствующий социальным и культурным нормам, принятым в семье и её окружении (слова «хочу стать автомехаником» скорее всего повергнут в шок профессорскую семью в третьем поколении);

- связанный с серьёзными финансовыми затратами (Высшая школа экономики остаётся только в мечтах);

- сулящий сомнительные финансовые перспективы (философия или социология наводят нешуточный страх на родителей).

Давайте вспомним ещё такие истории как: «мне не нужен вуз», «хочу уехать в другой город», «уйти после 9 класса в техникум».

 В связи с этим, самая главная рекомендация для  вас, родители: УЧАСТВОВАТЬ В ВЫБОРЕ. Обсуждать,  предлагать варианты, рассказывать о возможностях, объяснять. И честно (и для себя, и для ребенка) обозначить зоны ответственности, степень Вашего участия и помощи.   

Потому что самое трудное в 14-17 лет это ВЫБРАТЬ без поддержки родителей. Вернее будет даже сказать так: это не трудно, это практически невозможно!  Это связано, в том числе с особенностями работы мозга. К слову сказать, даже у взрослых в стрессе задействован совершенно не тот участок головного мозга, который отвечает за принятие решений. Именно поэтому в состоянии напряжения/стресса нам сложно делать выбор! Что уж говорить о детях...у которых участок мозга,  отвечающий за долгосрочное планирование вообще ещё не «созрел». Помните пожалуйста, что поддержка это СОУЧАСТИЕ, а не «поддержу любой твой выбор»!

10. Своевременно обращайтесь к экспертам по профориентации. Найдите специалиста,  методы которого вызывают у вас доверие, а программа, по которой он работает, имеет обоснованную и доказанную эффективность.

 

Спасибо, что интересуетесь темой профориентации! Вы самые лучшие родители для своих детей! Благодаря Вам я понимаю, что профориентационной культуре – БЫТЬ! 

  
По теме
Следите за Всем
в Telegram
Следите за Всем в Telegram
Редакция портала: privet@wsem.ru
Создайте канал и публикуйте статьи и новости бесплатно!