В начале 2024 года банковская система России показала беспрецедентные результаты в сфере автомобильного кредитования. Количество займов на приобретение транспортных средств за январь-март текущего года составило 353 тысячи единицы, что на 99,2% превышает показатели аналогичного периода 2023 года, когда банки предоставили всего 177,2 тысячи автокредитов. Финансовые операции, связанные с приобретением автомобилей в кредит, также показали рекордную сумму — финансовые учреждения насчитали операции на сумму 508,5 млрд рублей, что почти в 2,6 раза превосходит данный показатель предыдущего года, когда кредитов было выдано на сумму в 220,4 млрд рублей.
В начале 2024 года лидерство по объёмам автокредитования заняла столица России, Москва, с показателем в 43 млрд рублей. За ней следуют области: Московская с 34,8 млрд, Ленинградская с 26,3 млрд, Татарстан с 23,7 млрд и Краснодарский край с 22,9 млрд рублей. При этом, согласно анализу ведущих автокредитных банков страны, в среднем процентная ставка по кредитам на автомобили достигает 21% в год.
Также можно увидеть тенденцию к увеличению сроков автокредитов. В частности, банки все чаще предлагают программы ссуд с периодом погашения более семи лет, в то время как средний срок кредитования в феврале уже приблизился к 5,5 годам, тогда как год назад этот показатель составлял 4,99 лет.
«Динамика роста автокредитов частично связана с восстановлением поставок новых машин, начавшимся с весны 2023 года, что компенсировало предыдущий дефицит автомобилей. Рыночная ситуация в начале 2023 года, характеризующаяся нехваткой новых авто, способствовала созданию „низкой базы“ для сравнения, что в свою очередь привело к кажущемуся значительному увеличению объёмов кредитования в начале 2024 года, когда продажи автомобилей выросли.
Изменения в правилах взимания экологического налога с первого апреля, а также различные промо-мероприятия и экономические стимулы, предложенные поставщиками с целью уменьшения запасов на их складах, также сыграли свою роль. С другой стороны, продление периода кредитования может быть выгодно не только финансовым учреждениям, которые зарабатывают больше на процентах, но и самим заёмщикам: большая длительность кредита снижает размер ежемесячных выплат, облегчая тем самым долговое бремя.
В случае уменьшения основной процентной ставки до отметки в 12% к последним месяцам текущего года, предвидится падение средних процентных ставок по кредитам на покупку автомобилей, которые, по прогнозам, опустятся до диапазона 15–17%», — комментирует Мухорьянова Оксана, эксперт Ставропольского филиала Президентской академии.