По мнению эксперта Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС Аллы Музалевской современная российская экономика предъявляет высокие требования к квалификации молодых специалистов. Работодатель хочет видеть на любой бизнес-позиции сразу полноценного сотрудника, готового практически сразу полноценно выполнять должностные обязанности, с тем, чтобы минимизировать ресурсы, необходимые для его для адаптации, обеспечить быстрый вход в профессию, чтобы молодой специалист как можно быстрее начал приносить прибыль компании.
Понятно, что удовлетворение требований работодателя возможно только в том случае, когда профессиональное становление молодого специалиста происходит еще в период обучения.
На сегодня такой опыт широко распространен в системе среднего профессионального образования, где активно реализуется федеральный проект «Профессионалитет». Проект, подразумевающий сотрудничество российских предприятий с колледжами и техникумами для подготовки кадров, востребованных на рынке труда, был запущен в 2022 году, когда в 43 регионах при участии 201 предприятия был создан 71 образовательно-производственный кластер. Они охватили восемь ключевых отраслей реального сектора экономики.
По итогам двух лет реализации проекта в нем задействованы около тысячи предприятий, работающих в 79 регионах, принадлежащих к 24 различный отраслям экономики. Порядка 1,5 млн студентов учреждений СПО могут получать профессиональный опыт, совмещая работу и учебу, тем самым обеспечивается подготовка специалистов под конкретные запросы работодателя. И интерес к проекту растет: по словам вице-премьера РФ Татьяны Голиковой, для участия в проекте заявляются порядка 4 тыс. предприятий, против планируемых к 2030 году девятисот.
Этот положительный опыт стоило бы распространить и на высшее образование. И такая работа уже ведется, но несколько в другом формате, упор делается на целевую подготовку специалистов.
Целевое обучение — это форма получения образования, при которой абитуриент еще до поступления в образовательное заключает договор с работодателем, что позволяет ему сначала получить образование за счет организации, а после — гарантированно трудоустроиться.
В новом 2024/2025 учебном году количество целевых мест для обучения в вузах вырастет на 6% и составит более 145 тысяч мест. Причем, в связи с необходимостью укреплять технологический суверенитет нашей страны, значительную часть целевых мест отводится для крайне актуальных сегодня инженерных и технических профессий.
Так, согласно Распоряжению Правительства РФ от 20 февраля 2024 года №388-р, квота приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2024 год составит для бакалавриата 20% для направлений подготовки «Радиофизика», «Приборостроение», «Электроэнергетика и электротехника» и аналогичных; 30% - для «Машиностроения», «Проектирования технологических машин и комплексов», «Химической технологии энергонасыщенных материалов и изделий»; 40% - для «Конструирования и технологии электронных средств», «Авиастроения», «Транспортных средств» и других;
50-70% для «Кораблестроения, океанотехники и системотехники объектов морской инфраструктуры», «Радиоэлектронных систем и комплексов», «Специальных радиотехнических систем», «Систем обеспечения движения поездов» и многих аналогичных; до 100% - для направлений, связанных с обеспечением обороноспособности страны.
И чем выше получаемый уровень образования, тем большая доля бюджетных мест выделяется целевикам. Такой подход способствует опережающему росту обрабатывающих отраслей, привлекает на инженерные и технические специальности талантливую молодежь, из которой в последствии вырастут квалифицированные специалисты.