Наука о деньгах, которую каждый из нас постигает посредством жизненного опыта, основана на том, что все денежные потоки делятся на два основных направления : доходы и расходы. Поэтому повышение финансовой грамотности различных категорий граждан — одна из важнейших задач, от успешной реализации которой зависит общий уровень благосостояния населения. Финансовая грамотность, которой нужно научить ребенка, поможет ему грамотно распоряжаться уже имеющиеся у него незначительные доходы и при этом полностью покрывали его же расходы.
Реализуемая в нашей стране Стратегия повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года направлена на обеспечение перехода от простого набора знаний и компетенций к совокупности ценностей и установок, влияющих на поведение человека. Реализация этого документа предполагает освоение восьми основных направлений, среди которых - информационно-просветительская и образовательная деятельность, подготовка профильных специалистов, взаимодействие с бизнесом, финансовыми организациями.
Законодатель (ст. 26 и 28 ГК РФ) наделает правом несовершеннолетних в возрасте от шести лет самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки,- напоминает эксперт кафедры конституционного, административного и уголовного права Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Ольга Шекшуева,- к которым, как правило, относятся сделки, заключаемые на небольшую сумму за наличный расчет, исполняемые при их заключении и имеющие целью удовлетворить личные потребности. Например, покупка продуктов, книг, канцелярских товаров. Законодательство не содержит определения мелкой бытовой сделки, и данное понятие носит оценочный характер. В каждом отдельно взятом случае необходимо руководствоваться обстоятельствами дела. Во всяком случае в качестве основных признаков мелкой бытовой сделки по существующей практике признается направленность сделки на удовлетворение личных бытовых потребностей, соответствие характера сделки физическому, духовному или социальному развитию лица, сравнительно невысокая стоимость предмета сделки.
По мнению эксперта, правильным и своевременным является предложение Министерству просвещения учить школьников финансовой грамотности. И для этого нужен отдельный предмет, а не отрывочная информация на отдельных уроках – уроках математики, географии, информатики, окружающего мира, обществознания. Тем более, что проводят такие уроки, как правило, преподаватели, не владеющие глубокими знаниями, необходимыми для того, чтобы учить детей темам, связанным с личными финансами, защитой от махинаций, финансовом рынке, финансовых технологиях, налогах и т.п. При определении содержания такого предмета следует ориентироваться на конечную его цель - научить детей не только защищать свои финансы, но и учиться обращаться с деньгами, использовать их для своего благополучия, что важно не только тем, кто свяжет свою жизнь с бизнесом, но и будущим учителям, врачам, работникам культуры.
Отказываться от такого предмета ссылкой на то, что школьная программа перегружена, некорректно, и более того – негуманно по отношению к нашим детям, - утверждает эксперт. – Подросток должен знать, что деньги не появляются из воздуха, основным источником их приобретения является честный и упорный труд, для чего нужны соответствующие знания, правильное отношение к учебе. До школьников нужно донести, убедить их посредством грамотного изложения материала не ввязываться в сомнительные финансовые пирамиды, привить им первоначальные навыки накопления денег на определенные цели, при этом не ограничивая себя в необходимом, научить умению анализировать траты и их прогнозировать. Поэтому новый школьный предмет должен включать в себя не только учение о способах зарабатывания денег, но и о грамотном их использовании. А «место» для нового учебного предмета в школьной программе всегда найдется, если грамотно пересмотреть содержание учебников по дисциплинам, некоторые из которых вполне можно объединить в одну, избавившись от лишней информации с точки зрения необходимости ее получения именно в школе.