Недавно прошедшая годовщина со дня основания Тульского оружейного завода заставляет вспомнить, что исконные традиции тульских мастеров чеканки, гравировки, орнамента, резьбы, всечки и инкрустации не ограничивались только украшением оружия или чеканкой гербов и медалей с датами памятных событий.
Старинные народные промыслы туляков включали в себя множество различных бытовых изделий и предметов домашнего обихода, в числе которых выделялась, прежде всего, изысканная посуда, дверные и амбарные замки, изящные расчёски, роскошно отделанные шкатулки, медальоны и прочие сувениры.
И конечно же, в ряду самых знаменитых изделий народного промысла тульских мастеров издавна славятся живописные тульские самовары. Не зря же Тулу часто называют самоварной столицей России и именно с этим городом связывают зарождение самобытного народного ремесла, возведенного в ранг высокого искусства и художественного творчества. И потому трудно сказать, когда именно среди туляков стала бытовать народная поговорка: «Что в лес пойти со своими дровами, так и в Тулу приехать с собственным самоваром».
Но зато можно с достаточной точностью утверждать, когда в Туле зародилось самоварное ремесло и кто был зачинателем этой традиции. С 1778 года сыновья известного в Туле оружейника Федора Лисицына — братья Иван и Назар Лисицыны — начали изготовлять чеканные и расписные медные изделия, В их числе особо выделялась изысканная посуда для чаепития и вот именно тогда и были выпущены первые пробные самовары Лисицыных, которые сегодня хранятся в ведущих музеях России, а также во множестве заграничных частных коллекциях.
Буквально за несколько лет, это изделие, именуемое «бочонок с носиком на углях» приобрел столь широкую популярность, что стал излюбленным предметом досуга не только в дворянских усадьбах, но спустя несколько десятилетий прочно вошел в обиход крестьянского быта. С конца XVIII века трудно себе представить хоть купеческий дом, хоть крестьянскую избу без самовара, с которым и сама традиция чаепития приобрела статус особого ритуала.
В дальнейшем самовар в доме стал символом здоровья, уюта, благополучия и достатка, а потому его постоянно выставляли в самый центр стола. Самовары считались особо ценным подарком, они входили в приданое невест и символизировали уют и достаток.
«Самый ходовой объём самовара — от четырёх до восьми литров, а потому большой самовар не только вмещал много воды для горячего чая, но и неплохо прогревал само помещение, пока угли доводили воду до кипения. Специальная труба, раздувающая угли, нагоняла поток воздуха и при закипании самовар начинал мелодично петь, наполняя любой дом в России — от помещичьей усадьбы до крестьянской избы — неповторимым уютом и колоритом», –отметил профессор Ставропольского филиала Президентской академии Александр Агамов.