В октябре 2024 года российский автомобильный рынок столкнулся с очередным повышением цен на новые машины. Ключевой причиной увеличения стоимости стало повышение утилизационного сбора, вступившее в силу с 1 октября. Многие автопроизводители и дилеры начали переработку своих прайс-листов, чтобы компенсировать возросшие расходы.
Наиболее заметные изменения затронули китайские бренды, которые в последнее время занимают значительную долю российского рынка. Например, компания Chery вместе с суббрендами Omoda, Exeed, Jetour и Jaecoo подняла цены на большинство своих моделей. Ситуация аналогична и у Geely и ее марки Belgee, а Haval также не остался в стороне, увеличив стоимость своих новых моделей H3 и H9.
Некоторые производители начали поднимать цены еще до официального увеличения утилизационного сбора. Так, Jaecoo J7 подорожал на 50 тысяч рублей уже в начале сентября, а после внедрения новых ставок утилизационного сбора цена возросла еще на 100 тысяч рублей. Это стратегия позволяет компаниям распределить рост цен на более длительный срок, минимизируя шок для покупателей от резкого скачка стоимости.
Эксперты автомобильного рынка считают, что текущее повышение цен – это только начало. Ожидается, что более серьезный рост произойдет ближе к концу осени и в начале 2025 года, когда вступит в силу очередное увеличение утилизационного сбора. Прогнозы специалистов свидетельствуют, что к весне следующего года автомобили могут подорожать примерно на 400 тысяч рублей по сравнению с ценами сентября.
Несмотря на рост цен, спрос на новые автомобили пока остается на довольно высоком уровне. Многие покупатели стремятся приобрести машины сейчас, понимая, что в будущем они будут стоить еще дороже. Это также обусловлено нестабильным курсом рубля, который создает дополнительное давление на цены импортных автомобилей.
Не все автопроизводители спешат повышать цены. Например, АВТОВАЗ решил сохранить стоимость Lada Vesta на прежнем уровне, несмотря на недавнее расширение линейки комплектаций. Возможно, российский производитель ожидал завершения повышения цен у китайских конкурентов, чтобы оценить общую ситуацию на рынке.
Эксперты подчеркивают, что текущее повышение утилизационного сбора является частью долгосрочной стратегии. Планируется, что корректировка сбора будет осуществляться ежегодно вплоть до 2030 года. Парадоксально, но, несмотря на свое название, утилизационный сбор фактически не связан с переработкой автомобилей, а служит инструментом регулирования рынка и пополнения бюджета.
Таким образом, покупателям стоит быть готовыми к дальнейшим изменениям на автомобильном рынке и учитывать факторы, влияющие на цены, при планировании покупки нового автомобиля.