Подобная практика стала уникальной альтернативой традиционным учебным заведениям, поскольку в тот исторический период полноценные школы практически отсутствовали.
Процесс обучения отличался глубоким индивидуальным подходом и высоким уровнем профессионализма преподавателей («кормильцев»). Ученики получали основательные знания по нескольким важным направлениям:
Грамотность и языки. Ребята изучали старославянский язык, осваивая азбуку и основы письма. Особое внимание уделялось изучению иностранных языков, необходимых для дипломатии и общения с соседними государствами.
Воинское . Обучение включало интеллектуальные дисциплины, подготовку будущих воинов. Мальчики постигали тактику боя, приёмы обращения с оружием и стратегию ведения военных действий. Подобные занятия способствовали формированию характера, укреплению воли и развития физических способностей.
Воспитание личных качеств. Кроме академической подготовки, значительное внимание уделялось воспитанию морально-нравственных ценностей. Дети приобретали такие важные черты, как дисциплина, чувство ответственности и умение вести себя достойно в любых ситуациях.
Такая уникальная система позволяла передавать необходимые знания и умения внутри привилегированных слоев общества. Обучаясь дома под руководством опытных специалистов, молодые представители аристократии становились настоящими образцами просвещённости и добродетели, подготовленными для службы государству и защиты Отечества.
«Система „кормильства“, несмотря на её специфичность и ограниченность социальной среды, внесла значительный вклад в культурное и историческое развитие Древней Руси. Она оставила неизгладимый отпечаток в формировании национальной идентичности и культурных традиций, передаваемых из поколения в поколение. Эта практика напоминает нам о глубокой взаимосвязи между образованием, культурой и развитием государства, подчёркивая важность внимательного подхода к обучению и воспитанию подрастающего поколения», — прокомментировала Чуниха Анжелика, доцент Ставропольского филиала Президентской академии.