Параллельно девелоперы столкнулись с серьёзными финансовыми трудностями из‑за удорожания кредитных ресурсов после повышения ключевой ставки Центробанка.
Ситуацию усугубляет существенный рост расходов на персонал и строительные материалы, начавшийся в 2022 году. В результате многие компании вынуждены искать пути оптимизации затрат, а некоторые проекты могут быть заморожены или полностью отменены. Сложившаяся комбинация падающего спроса и растущих издержек ставит под угрозу стабильность строительного бизнеса в целом, несмотря на то, что с 2020 года объёмы строительства увеличились более чем на 33%.
Эксперты прогнозируют серьёзную коррекцию стоимости жилой недвижимости в период 2024–2027 годов. Ключевым фактором грядущих изменений становится сокращение ипотечного кредитования. Это происходит из‑за ряда причин: ужесточения условий субсидируемых программ, роста ключевой ставки ЦБ и снижения доходов населения.
Особенно заметные изменения ожидаются к 2025 году, когда рынок новостроек может просесть более чем на треть по сравнению с показателями 2023 года. В денежном выражении это означает сокращение объёма сделок с 7,5 до 5,3 триллионов рублей при реализации базового сценария развития событий. Такое существенное падение продаж неизбежно отразится на ценообразовании, вынуждая застройщиков пересматривать стоимость квадратного метра в сторону уменьшения.
В ближайшие годы динамика цен на новостройки будет неоднозначной. От текущих 164 тысяч за квадратный метр стоимость жилья снизится к 2025 году до 130 тысяч рублей. В последующие два года наметится небольшой рост — до 133 и 138 тысяч рублей соответственно. Высокая инфляция в 15–20% в 2024–2025 годах не позволит ценам упасть ещё сильнее.
Чтобы стимулировать продажи и выполнить обязательства по проектному финансированию, девелоперы будут вынуждены предлагать различные скидки. Дополнительную поддержку рынку окажут банки, которые разработают специальные ипотечные программы с гибкими условиями, включая плавающую процентную ставку и возможность отложить первый платеж.
«В свете текущей ситуации российские застройщики активно адаптируются, внедряя различные антикризисные стратегии. Многообещающим направлением выступает географическая диверсификация — от освоения льготных ипотечных зон Дальнего Востока и Арктики до выхода на международные рынки Азии, Африки и стран бывшего СССР. Компании также переосмысливают планировочные решения, стремясь максимизировать доходность с каждого метра жилья. Перспективным антикризисным решением становится создание собственных производственных цепочек — от изготовления строительных материалов до мебельных производств и риэлторских подразделений. Такая комплексная трансформация бизнес-модели помогает девелоперам сохранить устойчивость в турбулентные времена», — комментирует Мухорьянова Оксана, доцент Ставропольского филиала Президентской Академии.