Последние годы стали свидетелями значительных сдвигов в сфере внешнеэкономической деятельности России. Существенно изменилась карта экспортных направлений: если ранее 60% экспорта несырьевых и неэнергетических товаров направлялось в страны, с которыми Россия поддерживала дружеские отношения, то сегодня этот показатель возрос до 86%. Одновременно, России удалось преодолеть попытки блокирования её внешнеэкономической активности, подтвердив наличие заинтересованности в российских товарах на глобальном уровне.
В торговых отношениях России на первом месте стоит Китай, а затем идут страны Евразийского экономического союза, включая Белоруссию и Казахстан. Важную роль в экспортной стратегии страны играют также Турция, Индия, Египет и Узбекистан. Экспансия на рынки этих государств, а также углубление взаимодействия с регионами Африки и Латинской Америки, позволила компенсировать падение объёмов торговли с европейскими и другими западными странами.
Среди отраслей, демонстрирующих наибольший рост и имеющих большой потенциал, особое место занимает агропромышленный комплекс, выделяющийся среди других за счёт динамичного развития. Не менее значимым является и машиностроение, где в некоторых направлениях Россия традиционно демонстрирует высокие результаты.
В дополнение, Россия активно развивает экспорт в области информационной безопасности, обеспечения безопасности важнейших объектов инфраструктуры, а также в сфере цифрового взаимодействия между государственными структурами и частным сектором, включая проекты «электронного правительства». Страна также занимается строительством инфраструктуры и транспортных объектов за пределами своих границ, с акцентом на железнодорожные магистрали, а также возводит объекты энергетической инфраструктуры, такие как трубопроводы, гидроэлектростанции, атомные электростанции и центры обработки данных.
Эти действия открывают перед Россией перспективы для увеличения экспорта продукции высокой степени обработки и инновационных технологий. Большие инвестиционные проекты, включая строительство за границей таких объектов как трубопроводы, заводы или метрополитены, способствуют возрастанию спроса на продукцию и услуги сотен российских компаний.
В дополнение, такой подход открывает для России возможности к формированию сотрудничества, основанного не на единичных сделках по поставке товаров, а на стратегическом взаимодействии, обмене инвестициями и создании совместных предприятий для разработки и производства продуктов с высоким уровнем технологий. В связи с этим, в последнее время были предприняты значительные шаги для того, чтобы расширить присутствие российских нересурсных товаров на международном рынке, включая продовольствие, микроэлектронику, машиностроение с элементами программного управления, различные программные продукты, а также другие товары, отличающиеся высокой добавленной стоимостью.
В сфере укрепления позиций российских товаров на мировом рынке существует множество методов. Основные меры включают поддержку в лице финансовых субсидий от таких органов, как Минпромторг и Минэкономразвития, а также программы, направленные на экспортно-импортное страхование. Кроме того, важную роль играют усилия Российского экспортного центра в кооперации с вышеупомянутыми министерствами и стратегии в области таможенной политики, которые направлены на стимуляцию экспортной активности через особые регулирования пошлин и квот.
Вторым существенным направлением является укрепление имиджа бренда «Сделано в России» на международной арене, направленное на повышение конкурентоспособности и расширение присутствия российской продукции и услуг за пределами страны. Эта стратегия включает в себя продвижение высококачественных товаров и услуг, культуры и ценностей России, что способствует формированию положительного восприятия и доверия к российским товарам на зарубежных рынках, а также закреплению товарного знака и других элементов идентичности на этих рынках.
Развёртывание национальных экспонатов «Made in Russia» в рамках значительных международных экспозиций, организация специализированных выставочных событий, проведение информационных кампаний и различных промоактивностей, в том числе предоставление возможностей для дегустации и встречиb2b, а также привлечение амбассадоров бренда — все это способы, с помощью которых Российский экспортный центр (РЭЦ) намерен продолжить поддерживать отечественных производителей в их стремлении выходить на международные рынки. Эта поддержка, особенно в секторе агропромышленного комплекса (АПК), представляет собой ключевой компонент государственной стратегии экспорта, где значительные ресурсы инвестируются в продвижение на внешние рынки, что, как правило, занимает существенную часть бюджетов стран, нацеленных на экспорт.
«Противопоставляя субсидирование экспорта конкретных товаров, определённые мероприятия, такие как поддержка экспорта через „зеленую корзину“, не подпадают под ограничения, установленные правилами Всемирной торговой организации. Важную роль также играет работа торговых миссий за границей, которые мониторят рыночные условия для потенциальных импортёров, способствуют заключению межправительственных соглашений для унификации документационных требований, и предоставляют экспортёрам необходимые консультации и поддержку для успешного выхода на глобальные рынки», — комментирует Мухорьянова Оксана, эксперт Ставропольского филиала Президентской Академии.