Каждый день этой недели особенный и в своем названии имеет эпитет «Великий».
В первые два дня вспоминаются последние проповеди Христа и его притчи.
Великий понедельник: в этот день вспоминается притча о засохшей смоковнице (инжир). Когда Христос взалкал (проголодался), он подошел к стоящей при дороге смоковнице и стал искать ягоды, которые появляются прежде листьев, но не нашел и проклял её. А на следующее утро Христос с учениками проходили мимо, у увидели засохшее дерево. Ученики удивились, как быстро произошло усыхание, на что Христос ответил, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море,— будет; И всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите (Мф. 21:18–22).
Притча эта не только о силе Веры, она о бесполезной душе, не приносящей духовных плодов — истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел. А также смоковница символизирует Израиль, который не принял Мессию, после трёх лет его проповедей. Иисус предупреждает о разрушении Иерусалима, показывая, что будет с теми, кто не сделал верный выбор.
В этот же день на литургии читается притча о злых виноградарях.
Виноградник — это народ Израиля, который был призван сохранить Веру, но пошел на поводу у книжников и фарисеев. Слуги царя — Пророки, которые приходили проповедовать и их убивали первосвященники. Виноградари — фарисеи и книжники, которые в итоге убили Сына Хозяина виноградника (т. е. самого Иисуса Христа).
В Великий вторник на литургии читается отрывок из Евангелия о десяти девах. Мудрых, которые, ожидая жениха заготовили достаточно елея для лампад и нерадивых, у которых потухли лампады, когда пришел Жених и они не смогли войти в его чертог. Под елеем здесь понимаются добрые дела, милость к нуждающимся, покаяние.
«Бодрствуйте, потому что не знаете ни дня ни часа, в который приидет Сын Человеческий». (Мф.25, 13), назидает Евангелие.
Великая Среда — это день, когда Иуда Искариот, который был габбаем (казначеем), согласился предать Христа первосвященникам за 30 сребреников. С этого дня начинается мученический путь Спасителя.
Иуда был единственный Апостол, выходец из Иудеи, остальные были галилеянами. Иуда не принял того Христа, который пришёл. Его понятия о спасении не совпадали с проповедями Христа. Он не только “запускал руку” в ящик для пожертвований, который носил и в который люди опускали деньги для помощи нищим, он очень хотел купить участок земли. И не смог совладать с искушением. Грех сребролюбия его погубил. После смерти Спасителя, он удавился. Иуда соблазнился деньгами (Иакова 1:14--15), таким образом дал место Дьяволу (Луки 22:3). В наши дни такое происходит со многими. Библия — живая книга, в которой можно найти ответы на все вопросы мучившие людей.
На утренни Великого четверга читается тропарь:
Егда́ сла́внии ученицы́ на умове́нии ве́чери просвеща́хуся, тогда́ Иу́да злочести́вый сребролю́бием неду́говав омрача́шеся, и беззако́нным судия́м Тебе́ пра́веднаго Судию́ предае́т. Виждь, име́ний рачи́телю, сих ра́ди удавле́ние употреби́вша. Бежи́ несы́тыя души́, Учи́телю такова́я дерзну́вшия: И́же о всех Благи́й, Го́споди, сла́ва Тебе́.
Великий четверг — это день установления таинства Евхаристии.
В этот день Священослужители одеты в фиолетовые или багряные одежды.
Он еще носит название — Воспоминание Тайной вечери. Это день, когда вспоминают Тайную вечерю, во время которой Иисус установил таинство Евхаристии и омыл ноги своим ученикам.
На литургии этого дня многократно звучит молитва, которая обычно читается только перед причастием Тела и Крови Христовых:
Ве́чери Твоея та́йныя днесь, Сы́не Бо́жий, прича́стника мя приими́: не бо враго́м Твои́м та́йну пове́м, ни лобза́ния Ти дам я́ко Иу́да, но я́ко разбо́йник испове́даю Тя: помяни́ мя, Го́споди, во Ца́рствии Твое́м.
В этот день есть возможность любому православному причаститься сопричастно с 12-ью Апостолами.
На Литургии в Великий Четверг заготавливаются запасные Святые Дары на весь год. Они используются для причащения больных и тех, у кого нет возможности прийти в храм.
А вечером будет пронзительна по своему покаянию и сопричастности Христу служба Воспоминания Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа (стояние Двенадцати Евангелий), и это будет уже утреня Великой Пятницы.
В это время читаются 12 евангельских отрывков, которые рассказывают о беседе Спасителя с учениками на Тайной Вечере, предательстве Иуды, суде первосвященников и Пилата, а затем мучениях и распятии Сына Божия.
Ещё в Гефсиманском саду он молился: «Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! Впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк.22:40-46).
На Кресте Он взывает: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27:46).
Ему было страшно, мучительно больно, но он смог сказать: «Отче, прости им; ибо не ведают, что творят» (Лк. 23:34).
И наконец «Отче! в руки Твои предаю дух Мой» (Лк. 23:46), чтобы не оставалось сомнений, что пришел Он от Отца и «Свершилось» — исполнилось предначертанное: Миссия искупления грехов человека и дарование Вечной жизни.
Служба проходит в темноте, символизируя Гефсиманскую ночь, прихожане стоят с зажженными свечами. После каждого отрывка, если есть возможность, звучит колокол.
После этой службы православные несут зажжённые во время чтения Страстей Христовых свечи. Раньше, на Руси, в это день вечером от церквей текли ручейки света к домам, создавая сопричастность всего народа к страданиям Христовым и ожидания его Воскресения.
Этот день называется в народе «Чистым четвергом» не потому, что нужно принять душ и убрать в доме, а потому, что самое главное в этот день очистить покаянием свою Бессмертную Душу, вместе с Апостолами и со Спасителем мира, который дал нам надежду на Вечную жизнь, который своими страданиями и гибелью на Кресте победил смерть.
А после литургии можно и убрать в доме и помыться.
Главное – не растерять до Пасхи молитвенного настроя и сопричастности Спасителю нашему Иисусу Христу.
Ведь впереди Великая пятница день осуждения Христа Пилатом, его крестных страданий и смерти, а также снятию с креста Его тела и погребения.
В этот день читаются стихи и гимны, в которых передаются все страдания и муки, пережитые Христом на Кресте.
А также совершаются два важнейших богослужения — это Вынос Плащаницы и Чин погребения.
Плащаница — это особая икона, когда на холсте, бархате или другой ткани вышито изображение Иисуса Христа, снятого с Креста. Обычно по краю вышит текст: «Благообразный Иосиф с древа снем пречистое тело Твое, плащаницею чистою обвив и вонями во гробе нове покрыв, положи».
Плащаница символизирует погребальные пелены, в которые было обвито тело Христа после снятия с креста. Её выносят из алтаря и располагают в центре Храма на специальном возвышении, символизирующем гроб, после 14 часов: время, когда Христос умер.
Начинается утреня Великой Субботы Чином Погребения, прославлением Святой Троицы и провозглашается, еще негромко благая весть о женах – мироносицах, пришедших к гробу.
Верующие совершают крестный ход — обносят Плащаницу вокруг храма, воспевая «Святый Боже, Святый Крепкий…». Шествие сопровождается погребальным звоном колоколов. По окончании Чина Погребения Плащаницу подносят к царским вратам, а затем возвращают на место посреди храма для поклонения священнослужителей и прихожан.
Приложиться к Плащанице и поклониться ей можно до позднего вечера Великой субботы. Перед Пасхальной службой её унесут в алтарь, где она будет пребывать до дня отдания Пасхи.
В Страстную пятницу установлен самый строгий пост в году: до выноса Плащаницы пищу и даже воду не употребляют. После службы с чином Погребения можно немного поесть постной пищи.