«Всем!ру» - информационно-аналитический портал
«Всем!ру» - информационно-аналитический портал

В конце прошлого года в Москве открылся культурный центр имени Степана Эрьзи – «Эрьзя-центр», единственное место в столице, где можно посмотреть работы самого неординарного скульптора ХХ века.

Биография Степана Эрьзи

Степан Эрьзя, он же Нефедов, родился в 1876 году в Ульяновской губернии (тогда еще носившей название Симбирской) в семье крестьянина-эрзи (этнической мордовской группы), отсюда и творческий псевдоним.

Судьба известного скульптора сложилась удивительным образом: было в ней место и головокружительному успеху, и трагическим потерям, и полному забвению. 

Степан Эрьзя начал свое творческое восхождение с профессии иконописца, затем последовало обучение в Москве, первые выставки, признание таланта в профессиональном сообществе, приглашение в заграничные поездки, период жизни во Франции и Италии, слава и всеобщий интерес, перипетии личной и творческой  жизни, переезд в далекую Аргентину почти на четверть века, и, наконец, возвращение на Родину. 

Пожалуй, самым плодотворным периодом в жизни скульптора стала Аргентина, именно здесь Эрьзя познакомился с новым для себя материалом – деревом кебрачо – самым прочным деревом в мире. В переводе с испанского кебрачо звучит как «сломай топор», но русский мастер нашел способ приручить трудный материал.

Работы Эрьзи сейчас стоят сотни тысяч долларов и украшают экспозиции лучших музеев мира, частные коллекционеры мечтают приобрести их в свои собрания, а имя скульптора, преданное в Советском союзе забвению на долгое время, вновь вызывает неподдельный интерес со стороны публики. Но беда в том, что в России посмотреть на работы Степана Эрьзи до недавних пор можно было лишь в двух музеях – в республиканском музее изящных искусств им. Эрьзи в Саранске и Русском музее в Санкт-Петербурге.

Однако, теперь и в Москве есть место, где можно познакомиться с творчеством великого «Русского Родена» - «Эрьзя-центр».

Культурный центр «Эрьзя-центр»

На выставочной площади 200 квадратных метро эксперты Международного фонда искусств им.Эрьзи собрали экспозицию из нескольких десятков копий работ скульптора, архивных материалов, фотографий, инструментов.

Не стоит удивляться, но большую часть экспозиции действительно занимают копии работ Эрьзи и центр не скрывает этого факта. Наличие слепков в стенах Центра оправдано в первую очередь тем, что благодаря им были спасены сами оригиналы работ. Не смотря на всю прочность кебрачо, как любой живой организм оно разрушается со временем. Если вовремя не провести реставрацию – скульптура погибнет. 

Фонд искусств им. Эрьзи ищет шедевры скульптора по всему миру, договаривается с владельцами работ о реставрации, своими силами и средствами проводит весь процесс, взамен прося лишь об одном – возможности снять слепок для своей коллекции.

В течение 15 лет таким образом было спасено больше 20 работ, большая часть которых постоянно находится на другом конце земного шара – в музейных и частных коллекциях Аргентины и Уругвая. Есть в собрании Центра слепки и из европейских коллекций, и российских. Впрочем, есть и оригиналы работ скульптора.

Работы Степана Эрьзи

Каждая из представленных в экспозиции работ интересна и уникальна, ведь ее появлению в коллекции предшествовала долгая история поиска и спасения, длящаяся порой несколько лет.

К таким «долгостроям» относится «Иоанн Креститель», представленный в коллекции центра. Работы по спасению скульптуры длились в течение трех лет.

Оригинал «Иоанна Крестителя» был изготовлен Эрьзей в 1914 году для церкви Кристо Ре в Феццано по заказу известного русского писателя Александра Амфитеатрова.  

 

Совсем нетипичный Иоанн Креститель поражал с первого взгляда – молодой, без бороды, да еще и сильно напоминающий самого Эрьзю! В марте 1914 года статую освятили и поместили в нишу над главным входом, где она простояла  до 1960-х годов, после чего была перемещена в подвал. В 2006 году ее случайно обнаружила куратор фонда Эрьзи в Италии Марциа Дати, статуя была в ужасном состоянии и требовала незамедлительной реставрации.

К счастью, все сложилось благополучно, и, не смотря на все сложности согласований, «Иоанна Крестителя» удалось спасти. Сейчас слепок является частью коллекции Центра и даже те, кто не собирается на юг Италии в ближайшее время могут увидеть одну из прекраснейших работ раннего творчества Степана Эрьзи.

Еще одной Святой в творчестве русского скульптора является «Санта Тересита», оригинал которой был создан Эрьзей в 1936-м году для фонда оперной певицы Регины Пачини, первой леди Аргентины, занимавшейся благотворительностью.

Святая Тересита была помещена в капеллу Святой Терезы при Доме театра в Буэнос-Айресе, где хранилась все это время.

 

В 2018 году Международный фонд искусств Эрьзи по просьбе директора театра Линды Перес отправил реставратора Александра Толокина в Буэнос-Айрес для проведения реставрационных работ и последующего изготовления слепка.

Идентичная копия Святой Тереситы отныне является экспонатом Центра, где с этой малознакомой в нашей стране скульптурой могут познакомиться все желающие.

 

Еще одним любопытным экспонатом Центра является работа под названием «Фантазия».

В 1938 году в Буэнос-Айресе был открыт музей Эдуарда Сивори, ныне один из самых известных художественных музеев Аргентины. В 1945 году музеем была проведена традиционная выставка-конкурс, участие в которой приняли лучшие мастера из Аргентины, в том числе и скульптор Степан Эрьзя, в то время уже пользующийся большой популярностью в этой южноамериканской стране и за ее пределами. За работу «Фантазия» автор получил 1-ую премию в номинации «Иностранный мастер, работающий в аргентинском искусстве». По условиям конкурса, работа победителя становилась частью экспозиции музея, в котором она находится по сей день. Кто явился моделью, вдохновившей скульптора на изготовление портрета неизвестно, возможно, как это зачастую бывало с Эрьзей, образ родился сам собой, вобрав в себя черты прекрасных девушек, окружавших мастера. 

В 2009 году фондом Эрьзи была проведена реставрация работы с последующим изготовлением слепка для собственной коллекции. С 2010 года слепок выставляется на различных выставках в рамках международного проекта “Русский скульптор Эрьзя и весь мир” и является важным экспонатом, знакомящим любителей скульптуры с малоизвестным творчеством “русского Родена”. 

До 1 марта 2022 года в «Эрьзя-центр» можно попасть бесплатно, записавшись на определенную дату и время на сайте фонда.

По теме
Портал «Всем!ру» создает команда неравнодушных и деятельных профессионалов. Спасибо, что остаетесь с нами в это непростое время.
Редакция портала: privet@wsem.ru
Создайте канал и публикуйте статьи и новости бесплатно!