Что такое выгорание?
Термин «выгорание» (англ. burnout) впервые появился в 1970-х годах и связан с изучением профессионального стресса в сфере здравоохранения и социальной помощи.
Герберт Дж. Фройденбергер (Herbert J. Freudenberger) — американский психоаналитик и врач, в 1974 году опубликовал статью, в которой описал состояние эмоционального истощения у добровольцев в бесплатных клиниках. Он назвал это состояние «burnout», что дословно переводится как «выгорание». С 2022 года Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) официально включила профессиональное выгорание в Международную классификацию болезней 11-го пересмотра (МКБ-11). Это важный шаг в признании выгорания как реального и значимого состояния, связанного с профессиональной деятельностью.
Стадии развития синдрома выгорания
Синдром выгорания развивается постепенно, проходя через несколько этапов. Вначале появляется чувство внутренней опустошённости и ощущение постоянной усталости, даже после отдыха. Далее активируется механизм психологической защиты — цинизм и отстранённость. Потеря интереса и сочувствия у окружающих дополняется раздражительностью и холодностью. Завершается все потерей уверенности в себе и своих возможностях. Человек начинает считать себя некомпетентным, бесполезным сотрудником. Даже привычные задачи кажутся невыполнимыми. Каждый день сопровождается ощущением, что ничего не получается, что усиливает усталость и углубляет выгорание.
Причины эмоционального и профессионального выгорания
Современный ритм жизни диктует свои правила и за это приходится платить высокой ценой. И эта цена — эмоциональное и профессиональное выгорание. Исследование компании HeadHunter, проведенного среди 3807 опрошенных пользователей, зарегистрированных на сайте hh.ru показало, что 80% работников сталкивались с проявлениями синдрома профессионального выгорания.
Во-первых, у многих работа не заканчивается после рабочего дня. В режиме многозадачности мозг не умеет выполнять несколько задач одновременно, а просто переключается между задачами, теряя энергию и концентрацию.
Во-вторых, рабство технологий и гаджетозависимость. Социальные сети мощный триггер тревожности, где идеальные фото и успехи других дают повод чувствовать себя недостаточно хорошими. Сравнение себя с другими усиливает страх неудачи, чувство неполноценности превращаясь в яму, из которой сложно выбраться.
В-третьих, работа в выходные и во время болезни, которая не даёт ни удовлетворения, ни восстановления и приводит к медленному истощению.
Профессиональное и эмоциональное выгорание: сходства и различия
Выгорание — это не болезнь, а скорее синдром, связанный с профессиональной средой. Оно не относится к общим медицинским заболеваниям, но может быть основанием для обращения за помощью к психологу или психотерапевту. Диагноз ставится только в контексте работы, то есть вне профессиональной деятельности выгорание не диагностируется, что определяет основное различие профессионального и эмоционального выгорания.
Профессиональное выгорание возникает из‑за длительного стресса на работе. Эмоциональное выгорание — результат истощения от постоянных переживаний, конфликтов, нагрузок в личной жизни или других сферах. Эти состояния взаимосвязаны, потому что работа — часть жизни. Если человек выгорает на работе, это влияет на его эмоциональное состояние в целом. Оба типа выгорания истощают одни и те же внутренние ресурсы организма: ментальные, физические и эмоциональные.
Человек может испытывать оба вида выгорания одновременно. Такое состояние особенно опасно, так как одно может усиливать другое затрагивая сразу несколько сфер жизни и может привести к глубокому истощению организма и депрессии. Например, выгорание на работе вызывает чувство раздражительности, что ухудшает отношения дома и в личной жизни. Проблемы в семье или личной жизни увеличивают стресс, который снижает продуктивность и удовлетворённость работой и порождает истощение, которое приводит к потере интереса к жизни и человек перестаёт радоваться и работе, и отдыху.
Любой подвержен выгоранию
Синдром выгорания может затронуть каждого, независимо от профессии. Первоначально термин применялся в основном к помогающим профессиям представителей сферы «человек — человек»: педагоги, врачи, психологи, менеджеры, специалисты по маркетингу и PR, однако, сегодня можно утверждать, что он стал общим для всех, кто испытывает хроническое эмоциональное или физическое истощение из‑за работы или жизненных обстоятельств.
Сохранить здоровье и любовь к делу
Забота о себе — это не роскошь, а необходимость. Выгорание не говорит о том, что человек «не справился». Это просто тревожный звоночек от организма, который просит обратить на себя внимание. Важно научиться вовремя делать паузу, не доводить себя до переутомления, принимать свои особенности и не гнаться за идеалом. Не менее важно уметь разделять работу и личную жизнь, а также обращаться за поддержкой, если чувствуешь, что не справишься один.
Зачем оценивать выгорание сотрудников
Синдром выгорания — не просто личная проблема отдельного человека. Это явление напрямую влияет на эффективность работы всей команды, уровень текучести кадров и общую атмосферу в компании. Когда один или несколько сотрудников находятся в состоянии выгорания, это негативно сказывается на всей команде: растёт раздражительность, появляется цинизм, снижается взаимодействие между коллегами, падает качество и скорость выполнения задач. Именно поэтому важно своевременно выявлять и оценивать уровень выгорания сотрудников. Оценка уровня выгорания позволяет заранее заметить «слабые зоны» и предпринять меры для восстановления работоспособности. Диагностика помогает сохранить здоровую рабочую среду и улучшить моральный климат.
Как и зачем оценивать выгорание сотрудников
Оценивать выгорание сотрудников важная часть системы управления персоналом, направленная на поддержание высокого уровня продуктивности, здоровья коллектива и стабильности в организации. Чем раньше выгорание будет замечено, тем проще и быстрее его можно преодолеть. Для диагностики используются опросники, интервью и анонимные анкетирования внутри компании, шкалы самооценки, HR-метрики и индикаторы выгорания, такие как уровень отпусков, количество больничных, частота конфликтов.
Сформированная культура заботы, в виде регулярной диагностики выгорания показывает, что компания ценит своих сотрудников не только как профессионалов, но и как людей. Это укрепляет доверие, повышает лояльность и формирует положительный имидж работодателя.