Анализ данных мониторинга закупочной деятельности за I квартал 2025 года выявил ряд системных нарушений, требующих повышенного внимания контролирующих органов. Несмотря на общее увеличение прозрачности процедур, сохраняются проблемы, связанные с недобросовестным исполнением контрактов, злоупотреблениями при закупках у единственного поставщика и нарушениями сроков оплаты выполненных работ.
Одной из ключевых проблем остается высокий уровень несостоявшихся закупок, доля которых составила 30% от общего количества. Основной причиной признания процедур несостоявшимися стала подача единственной заявки (70% случаев), что может свидетельствовать о преднамеренном ограничении конкуренции. В 17% случаев все поданные заявки были отклонены как не соответствующие требованиям, что также вызывает вопросы о возможном избыточном администрировании или заказном характере отказов.
Особую озабоченность вызывает рост количества контрактов, заключённых с единственным поставщиком, — их доля достигла 43,7% от общего числа, а стоимостной объём увеличился на 61,5%. Хотя часть таких закупок обусловлена временными мерами правительства, анализ показывает, что в ряде случаев основания для применения этого механизма не были достаточно обоснованы. В частности, зафиксированы случаи искусственного завышения начальной цены контракта с последующим его заключением без конкурса.
В реестре недобросовестных поставщиков по состоянию на конец квартала числится 27 562 записи, причем 89% из них связаны с расторжением контрактов из‑за неисполнения обязательств. Это указывает на необходимость усиления предварительного контроля за финансовой устойчивостью участников закупок.
В сфере закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства (СМП) выявлено снижение количества процедур на 4,5%, несмотря на установленные квоты. При этом доля несостоявшихся закупок среди СМП остается высокой (49,8%), что может ограничивать доступ малого бизнеса к госзаказу. Также зафиксированы случаи необоснованного отклонения заявок от СМП под формальными предлогами.
Таким образом, несмотря на положительные тенденции в цифровизации закупок, сохраняются риски, связанные с ограничением конкуренции, злоупотреблениями при закупках у единственного поставщика и низкой дисциплиной исполнения контрактов. Для повышения эффективности закупочной системы требуется ужесточение контроля за обоснованностью применения неконкурентных процедур и усиление ответственности за нарушения сроков исполнения обязательств.