Для современного аэропорта как высокотехнологичного транспортного центра внедрение единой автоматизированной системы контроля и управления инфраструктурой является жизненно необходимым, это технологическая основа для перспектив роста доходности и финансовой устойчивости на многие годы вперед.
Функциональные возможности системы
Система позволяет увеличить эффективность функционирования всех служб, обеспечить высокий уровень комфорта и безопасности пассажиров и персонала, и экономную эксплуатацию.
В состав системы входят контроллеры, датчики (температуры, влажности, давления и т.д.), исполнительные устройства (приводы, насосы, вентиляторы и т.д.), локальные панели индикации и управления, сервер базы данных, центральный диспетчерский пульт управления (ЦДП) и при необходимости несколько автоматизированных рабочих мест (АРМ) операторов (например, по службам).
Система обеспечивает:
- контроль и учет электроснабжения
- управление освещением
- контроль и управление подъемно-транспортными системами и дверями
- контроль и управление вентиляцией, кондиционированием и отоплением
- контроль систем водоснабжения и канализации
- контроль систем безопасности
- контроль и управление парковками
- контроль системы дренажа взлетно-посадочных полос
- контроль уровня содержания органических соединений в дренажных водах
- управление дренажными насосами и очистными сооружениями
- контроль системы транспортировки багажа
- контроль работоспособности информационных табло
- контроль и управления системой удаления отходов
Принципы работы системы
На ЦДП собираются все сигналы от датчиков, установленных на объектах аэропорта, информирующие о состоянии всех систем жизнеобеспечения, инженерного оборудования, отслеживаются все опасные ситуации с последующим оповещением, происходит регистрация событий, ведение архивного журнала и т.д. На экране воспроизводятся мнемосхемы систем, планы залов, служебных и технических помещений, территорий и перронов, а также таблицы, графики изменений параметров, диаграммы. Диспетчер наблюдает за общим состоянием объекта и за работой каждой выбранной системы в отдельности.
О возникновении нештатной или аварийной ситуации, а также при отклонении контролируемых параметров от заданных величин диспетчер узнает по сигналам визуального и звукового оповещения (на схеме меняется цвет аварийного объекта, и раздается звуковой сигнал тревоги с возможностью громкого голосового извещения).
Для теплового пункта диспетчер может, например, задавать необходимые значения параметров температуры отопления и горячего водоснабжения в соответствии с сезоном и с планом проведения профилактических работ на объекте или включить полностью автоматический алгоритм выбора оптимальных режимов функционирования. Можно вывести на монитор в реальном времени фактическое потребление электрической и тепловой энергии и др.
Управление наружным и внутренним освещением обеспечивается автоматически в зависимости от времени суток и степени освещенности на каждом участке. Перроны и прилегающие зоны освещаются, когда у перронов стоят самолеты и производится посадка — высадка или иные операции. В зонах ожидания освещение планируется автоматически и согласуется с расписанием прибытия или отлета, с учетом информации о плане рейсов.
Системы кондиционирования и вентиляции воздуха в терминалах можно запрограммировать таким образом, чтобы они функционировали согласованно с расписаниями рейсов, обеспечивая планирование уровней комфорта в зонах в соответствии с их фактическим использованием.
Возможно программирование системы управления по уровням (как это принято сегодня в лучших аэропортах мира), когда первый уровень предназначается для регистрации пассажиров на рейс и выдачи багажа, второй — для встречи прилетающих и транзитных пассажиров, третий — для вылетающих. В этом случае параметры алгоритмов управления настраиваются в зависимости от особенностей уровня, фактического использования помещений и расписания.
Внедрение в инженерный комплекс аэропорта современной автоматизированной системы управления позволит:
- Качественно повысить и стабильно гарантировать условия безопасности и комфорта, как для пассажиров, так и для обслуживающего персонала.
- Практически свести на нет риски технических аварий путем постоянного автоматического анализа параметров систем и раннего прогнозирования приближения опасных ситуаций.
- Автоматически поддерживать круглосуточную готовность к мгновенной реакции на любые нештатные ситуации, и обеспечить недостижимую в прежних условиях скорость реагирования.
- Получать в реальном времени целостную картину состояния всех систем аэропорта, и иметь возможность принимать решения по ситуациям на основе полной, достоверной и объективной информации.
- Владеть архивом информации по всем событиям с возможностью документального восстановления цепи фактов, как технических, так и ситуационных.
- Значительно (до 30%) уменьшить потребляемые ресурсы (электроэнергию, тепло и др.) за счет автоматического отслеживания и исключения фактов бесполезного расхода, и снизить потребности по остальным эксплуатационным расходам.