В этой схеме особое внимание в рекламных кампаниях уделяется наивысшим ставкам, применяемым лишь на короткий промежуток времени — обычно в самом начале или в конце срока вклада. Несколько банков приняли такой подход, хотя их было не так много.
Применение «лестничных» вкладов, в основном, рассматривается как маркетинговая стратегия для привлечения новых клиентов. Чтобы воспользоваться максимальной процентной ставкой на начальном этапе вложения, необходимо сохранять депозит в течение определённого срока, обычно не менее полугода. Однако в результате, общая выгода от такого вклада за весь период может оказаться сопоставимой со средним уровнем по рынку или даже ниже.
Например, в начальный период, который охватывает первые 50 дней, процент может составлять 25%, после чего он снижается до 19% и далее до 17% годовых на промежутке с 101 по 250 день. Таким образом, в первые месяцы годовая ставка обычно выше, достигая порой 25%, но этот высокий процент применяется лишь в определённые временные рамки, например, с 121 по 180 день, а в остальное время ставка снижается до 20–21%. Имеются и иные предложения на рынке, где ставка может начинаться с 27% годовых, однако такие условия предусмотрены лишь для конкретного периода — с 311 по 400 день. В промежутках до и после этого времени ставка будет постепенно увеличиваться с 20 до 22%. Эта гибкая система процентных ставок позволяет банкам привлекать клиентов с различными финансовыми потребностями и планами.
Начиная с октября 2022 года, закон обязывает банки публично объявлять информацию о минимальной гарантированной ставке по депозитам. Эти данные должны быть легко доступны на главной странице договора о вкладе, на сайте банка, в его мобильном приложении, а также во всех сервисных точках. По аналогии с полным раскрытием стоимости кредита, МГС требует, чтобы эти данные были выделены в специальной рамке и напечатаны легко читаемым шрифтом. Чтобы открыть онлайн-вклад, необходимо, чтобы клиент был заранее ознакомлен с процентной ставкой, которая является гарантом получения ожидаемого дохода при условии, что средства не будут изъяты до истечения срока вклада, независимо от других обстоятельств. Это, вместе с таблицей условий вклада, облегчает процесс выбора для клиента и улучшает понимание маркетинговых предложений от разных банков. В случае выявления нарушений или недопустимых практик в области раскрытия информации, регулятор имеет полномочия принять соответствующие меры.
«Банки часто применяют метод выставления различных процентных ставок по депозитам, чтобы привлечь больше клиентов. Эта стратегия набирает популярность из‑за определённых условий на рынке и существующих процентных ставок. Пока в процессе нет манипуляции выбором клиента (когда ему предлагают продукт, который он не хотел), нет необходимости вводить дополнительные меры регулирования для таких предложений. Как и прежде, интерес к лестничным вкладам остается умеренным, ведь вкладчики внимательно изучают условия. Однако, если начнется волна общественных нареканий на такие маркетинговые стратегии, может возникнуть необходимость в их нормативном регулировании», — комментирует Мухорьянова Оксана, эксперт Ставропольского филиала Президентской Академии.