Как подчёркивают театральные эксперты, новый вид искусства в нашем Отечестве своим рождением обязан указом императрицы Елизаветы Петровны, изданном ещё в 1756 г., когда сложилась труппа при только что возникшем по её же рескрипту Московском университете. Однако только спустя несколько десятилетий актёры обрели постоянную сцену в бывшем купеческом особняке, специально перестроенном для этого известным архитектором итальянского происхождения И. И. Бове.
С этого момента здание на Петровской площади превратилось в место, где стала формироваться и оттачиваться отечественная актёрская школа. Главными в репертуаре Московской Императорской труппы становятся произведения великих русских писателей: образы их героев мастерски воплощались на театральных подмостках тогдашними «звёздами», актёрами Павлом Мочаловым и Михаилом Щепкиным.
Со второй половины XIX в. наступает эпоха «русского Шекспира» – А. Н. Островского, все пьесы которого буквально не сходят со сцены Малого театра. Авторитет выдающегося драматурга оказывается настолько высок, что «храм искусства» второй столицы страны именуют не иначе как «дом Островского». Его произведения составляют основу репертуара и в позднейшее время, а в 1929 г. памятник А. Н. Островскому весьма символично сооружают у входа в Малый театр. Несмотря на бурные перипетии истории XX в., актёрские труппы Малого всегда стойко сохраняли приверженность российской и зарубежной классике, творчески развивая наследие прежних мастеров сцены. Вполне заслуженно Малый театр в 1991 г. был объявлен достоянием народов России.
«В год двухвекового юбилея Государственного академического Малого театра особенно заметно его главное предназначение — сохранение культа отечественного актёрского мастерства, несмотря на всевозможные модные веяния, а это уже касается цивилизационного кода страны, без которого немыслимо будущее всей России», — отметил доцент Ставропольского филиала Президентской академии Владимир Колёсников.