В самом конце 1895 года, накануне Новогодних праздников, словно бы из волшебного мешка с подарками для всего мира от Дедушки Мороза, родилось знаменитое изобретение братьев Огюста и Луи Люмьер, ставшее олицетворением на экране живой истории человечества, зафиксированной на перфорированной целлулоидной плёнке – «Синематограф».
С тех пор для миллионов людей всех стран вновь стали реальными утраченные грёзы, с ярким воплощением на экране несбыточных мечтаний о простом людском счастье. И для унесенных ветром с набережной туманов в чудесный мир большого кинематографа внезапно обрели смысл и звучание – «Два гроша надежды» и «Один гектар неба». И хотя в мире западного прагматизма «Огни большого города» все чаще напоминали «Асфальтовые джунгли», но даже «На окраине Парижа» любой простолюдин мог услышать тихие «Мелодии из подвала» и поверить в мечту, купив билет не просто в кинотеатр, но приобретя с этим билетом долгую поездку на волшебном «Трамвае желаний».
Прошло чуть более четырёх месяцев после первого пробного показа короткометражных лент братьев Люмьер в парижском «Гранде Кафе», как в Санкт-Петербуржском летнем саду «Аквариум» под открытым небом прошла демонстрация сразу трех документальным фильмов Огюста и Луи Люмьер. А уже год спустя подобные показы прошли в Лондоне, Риме, Мадриде, Женеве и Токио.
Во время первого в России киносеанса в летнем саду «Аквариум» одна русская душа столь глубоко прониклась любовью к киноискусству, что вскоре отставной есаул Александр Алексеевич Ханжонков стал основателем отечественного кинематографа, создателем первой киностудии и издателем первых в России журналов – «Вестник кинематографии» и «Синема». Исторический полнометражный художественный фильм Александра Ханжонкова «Оборона Севастополя», вышедший на экраны в 1911 году с соответствующими субтитрами, стал бессмертной классикой отечественного немого кино.
Практически в те же годы, но со значительно большим размахом и художественным мастерством, выпускал полнометражные фильмы новатор российского и мирового кино Яков Александрович Протазанов. Заслуженный деятель искусств России и Узбекистана Яков Протазанов создает основы художественного монтажа и киноэстетики. Ещё с дореволюционных времен, особенно после фильмов «Песнь о вещем Олеге», «За честь русского знамени» и «Песнь каторжанина», Яков Протазанов становится классиком драматического, исторического, а позднее – комедийного, приключенческого и сатирического кино.
Советский период российского кинематографа немыслим без имени знаменитого режиссёра и сценариста, теоретика и педагога киноискусства Сергея Михайловича Эйзенштейна. Его эпический военно-исторический фильм 1925 года «Броненосец „Потёмкин“ произвел настоящий фурор не только в СССР, но и во многих странах Европы. А бессмертной классикой советского кинематографа до сей поры являются масштабные исторические драмы Сергея Эйзенштейна – „Александр Невский“ и трёхсерийная эпопея „Иван Грозный“.
Ну а по массовой популярности и всенародному признанию трудно будет найти более любимые для советского зрителя фильмы комедийного и музыкального жанра, чем киноленты народного артиста СССР, кавалера трех орденов Ленина, знаменитого педагога киноискусства Григория Васильевича Александрова – «Весёлые ребята», «Волга-Волга», «Весна» и «Цирк». Фильм «Волга-Волга» с блистательным дуэтом Любови Орловой и Игоря Ильинского можно считать первым советским мюзиклом, а сатирическая комедия «Цирк», несмотря на идеологические шаблоны сталинского периода, стала первым киносимволом национального единства и дружбы народов СССР», — рассказал Александр Агамов, профессор Ставропольского филиала Президентской академии.