Ординатура по направлению трансплантология
• Для поступления в ординатуру по гематологии всегда очень высокие требования, высокие баллы.
• Специалисты в области трансплантации костного мозга, должны иметь диплом о высшем образовании по специальности «лечебное дело», «педиатрия», а далее — специалитет по направлению гематологии, детской онкологии или аллергологии и иммунологии.
• Soft skills врача-трансплантолога: возможность быстро принимать решения, перерабатывать большой объём информации, готовность учиться и осваивать новые схемы лечения.
• Врачи отрабатывают на практике навык пациентоориентированности: смотрят, как работает наставник, как он ищет контакт с пациентом, и перенимают эти умения.
Ни одна статья или книга не даст такого опыта, который можно приобрести в клинической ординатуре.
— Наталья Валерьевна, куда должны пойти учиться выпускники нашего Университета, которые хотят развиваться в области трансплантации костного мозга и детской онкологии?
«Если мы говорим о специалистах в области трансплантации костного мозга, то эти врачи должны иметь диплом о высшем образовании по специальности «лечебное дело», «педиатрия», а далее — специалитет по направлению гематологии, детской онкологии или аллергологии и иммунологии. То есть выпускники ординатуры на нашей кафедре могут впоследствии заниматься трансплантацией костного мозга».
— Что нужно, чтобы к Вам поступить?
«Выдержать конкурсный отбор на основании аккредитации, которую все проходят после шестого курса. И надо сказать, что для поступления в ординатуру по гематологии всегда очень высокие требования, высокие баллы».
— Как строится обучение ординаторов?
«В отделение трансплантации костного мозга надо приходить с определённым багажом знаний, увидеть, что проходит пациент, прежде чем туда попасть. В течение первого года обучения ординаторы получают базовые навыки. Например, они должны уметь сделать пункцию, рассчитать объём инфузии, дозу препарата и т. д. Без этого невозможно работать дальше. Также ординаторы должны познакомиться со всем спектром заболеваний, с которыми пациенты поступают в отделение.
Надо отметить, что мы предоставляем уникальную возможность. У нас есть договорённости не только с отделением трансплантации костного мозга Российской детской клинической больницы — филиала РНИМУ Н. И. Пирогова Минздрава России, но и с соответствующими отделениями Морозовской и Боткинской больниц, а также с Московским клиническим научным центром имени А. С. Логинова. Так что наши ординаторы могут познакомиться и со взрослой, и с детской трансплантацией, причем в четырёх разных клиниках».
— Если молодой врач окончил ординатуру по детской онкологии, он может работать со взрослыми? И наоборот?
«Нет, ему надо ещё учиться. Например, врач окончил ординатуру по детской онкологии, дальше можно пройти полугодовой цикл профессиональной переподготовки по специальности «гематология», а уже после этого пойти работать в соответствующее отделение со взрослыми. Так что рамки специализации более или менее мобильные. Что касается клиники трансплантации костного мозга, то туда поступают на работу люди, которые уверенно чувствуют себя в области оказания интенсивной помощи, реаниматологии, потому что клиника у пациентов достаточно тяжёлая. Чтобы работать с такими людьми, надо иметь опыт, просто так, окончив ординатуру, прийти в отделение сложно».
— А что ещё нужно, помимо окончания обучения в ординатуре?
«Конечно, нужны навыки и умения, которые обычно называют soft skills: возможность быстро принимать решения, перерабатывать большой объём информации, готовность учиться и осваивать новые схемы лечения. В трансплантации очень большое значение имеет индивидуальный подход, здесь невозможна работа по единым для всех протоколам. С учётом того, что не получается применять раз и навсегда утвержденные схемы, нужно уметь принимать решение, пользуясь большим объёмом информации. Если ты хочешь быть хорошим специалистом, ты должен уметь искать информацию, критически её оценивать и потом реализовывать».
— Востребована ли специальность трансплантолога?
«Востребована, но существует определённый дисбаланс между центром и регионами. Те врачи, которые оканчивают ординатуру в Москве, стремятся остаться в крупных центрах здесь же. А отделения детской онкологии есть и в других городах, открыты крупные центры, так что потребность в специалистах в регионах остается. Может быть, центры на местах не имеют такого современного оборудования, но большое количество стандартных протоколов не нуждается в его наличии».
— Ординаторов готовят специально к работе с детьми?
«В программе есть модуль пациентоориентированности и общения с пациентами, но он факультативный. Я сама рекомендую ординаторам дополнительные материалы в этой области. Остальное врачи отрабатывают на практике: смотрят, как работает наставник, как он ищет контакт с пациентом, и перенимают эти умения. Ни одна статья или книга не даст такого опыта, который можно приобрести в клинической ординатуре».
— Как Вы оцениваете современных студентов?
«По-моему, они мало отличаются от других поколений. Есть просто студенты, ребята, у которых 1 сентября глаза горят, — у таких — большой потенциал, они легко адаптируются, слушают, понимают, воспринимают критику, что очень важно».