В этом году отмечается 1035 лет крещения Руси. Ежегодно 28 июля Русская православная церковь (РПЦ) отмечает один из важнейших религиозных праздников — День Крещения Руси, одновременно с которым отмечается День памяти святого равноапостольного князя Владимира, который и сделал православие основной религией.
На государственном уровне День Крещения Руси впервые отпраздновали при императоре Алексее III в 1888 г. по случаю 900-летнего юбилея этого события.
Тысячелетие православия на Руси отмечали и в Советском Союзе в 1988 г.
Постоянно отмечать этот праздник от имени Архиерейского собора РПЦ предложил патриарх Алексий II в 2008 г.
Два года спустя Дмитрий Медведев, занимавший тогда пост президента РФ, внес День Крещения Руси в список государственных памятных дат.
С 2010 г. праздник стал ежегодным.
Святой равноапостольный Владимир (точная дата его рождения неизвестна) — внук святой равноапостольной Ольги Мудрой, родился под Псковом. Владимир — внебрачный сын князя Святослава Храброго, внука ИгоряРюриковича и рабыни-ключницы Ольги —Малуши Малковны, дочери Малка Любечанина, которого историки отождествляют с Малом, князем Древлянским. Владимир первые годы рос под наблюдением своей бабки, княгини Ольги — она приказала отлучить его от матери практически сразу после рождения.
Прав на киевский престол в связи с незаконорождением у него не было никаких.
Но история распорядилась по-своему. В 978 г. Владимир стал полновластным Великим князем Киевским.
Правил он долго, 37 лет и умер в 1015 г. Естественно, что за такой срок он успел очень много. Тем более, что оказался действительно прекрасным правителем.
Ему удалось объединить в единое государство все многочисленные восточнославянские племена, но до 30 лет он оставался язычником, как и большинство его подданных.
Язычество — это довольно хаотическая совокупность различных верований, культов, но не учение. Слишком много божеств, что провоцировало конфликты между почитателями разных идолов. Все эти племена верили в разных богов и ставили их выше остальных. Ну, например, у полян главным был Перун, а у вятичей Велес (Волос), ну и так далее.
Нужна была некая идея, которая объединила бы все эти племена в единое целое и обосновывала верховную власть Великого Князя. Больше всего для такой цели подходят монотеистические религии — один бог, один правитель, единая страна.
Однако сначала Владимир попытался сохранить веру предков и реформировать язычество. Он объявил о создании нового культа, куда были включены и приведены в единую систему все языческие боги, а верховным был провозглашен Перун.
Летопись сообщает: «И нача княжити Володимер в Киеве един, и постави кумиры на холму вне двора теремного»: Перуна (финно-угорского Перкуна), Хорса (бога тюркских племен), Дажбога, Стрибога (богов славянских), Симаргла, Мокошь (богиня племени мокош).
Попытка была обречена на неудачу. Проблему объединения своих народов, как и политическое сосуществование с окружающими христианскими, исламскими и иудейскими народами решить не получилось.
Понимая необходимость единой веры для укрепления государства, князь решил обратиться к одной из мировых религий.
По разным землям разошелся слух, что князь Владимир решил отказаться от языческой веры.
Из «Повести временных лет» известно, что к князю зачастили послы, убеждая в истинности своей религии.
Иудеям он ответил: «Если бы Богу угоден был закон ваш, то Он бы не рассеял вас по чужим землям. Или же вы желаете, чтобы и нас постигла такая же участь?» — и иудеи ушли ни с чем.
Чтобы принять окончательное решение, Владимир по совету бояр отправил послов в разные страны, дабы те побывали на службах в тамошних храмах. Послы вернулись и рассказали, что в мусульманских храмах «нет ничего для человека радостного».
А вот служба в Константинополе их поразила: «Мы не понимали, где находимся: там ли, на небе, или здесь, на земле. Нам никогда не забыть этого святого торжества, и мы уже не можем более служить нашим богам».
Тогда преимущество Православия над остальными религиями стало для князя Владимира очевидным. Владимир —язычник, принявший Христа всем сердцем.
Фактически именно ему удалось реально объединить в единое государство все многочисленные восточнославянские племена. Владимир наконец-то решил вопрос с землями «Червонной Руси», которая была яблоком раздора с Польшей. К тому же он наладил отношения со всеми соседями и перешел от практики по сути разбойничьих походов-набегов для получения краткосрочной прибыли к долгосрочным отношениям, а это один из признаков сложившегося зрелого государства.
Массовое крещение в Киеве (Таинство происходило в месте впадения реки Почайны в Днепр) положило начало крещению всей Руси. С этого момента началось широкое распространение христианства на Руси, которое продолжалось ещё более 100 лет.
Повсюду, в городах и весях, сооружались святые храмы.
Киевский митрополит Иларион в «Слове о законе и благодати» так описал славные деяния святого Владимира: «Капища разрушаются и церкви поставляются, идолы сокрушаются и иконы святых являются, бесы убегают, Крест грады освящает».
Образ Христа появился на золотых и серебряных монетах, которые на Руси стали чеканить при князе Владимире.
Князь, обративший Русь в православную веру.
Владимир — прототип былинного персонажа Владимира Красное Солнышко.
Князя - завоевателя, который по обычаям того времени при объедении земель пролил много крови, в т.ч. своего брата Ярополка, но сумевшем переродиться во Христе, отдавшем все свои силы на принятие Русью христианства, на объединение и укрепление страны, церковь прославила в лике святых как равноапостольного. Равноапостольные святые — это те, кто своей жизнью послужил проповеди Евангелия, распространению христианской веры среди людей. Цари и князья, просвещавшие свой народ светом Христовым, часто прославляются именно как равноапостольные.
В честь Князя Владимира в современных России, Беларуси, Украине построено множество Свято-Владимирских Храмов.
Великий князь Владимир скончался после болезни 15 июля 1015 г. (28 июля по новому стилю).
Летописец монах Иаков (XI в.) в своем творении «Память и похвала князю Владимиру» так описал исход крестителя Руси: «Князь Владимир, покидая мир сей, молился, говоря: „Господи Боже мой, не знал я Тебя, но помиловал Ты меня, и через Святое Крещение просветил меня, и познал я Тебя, Боже всех, святой Творец всего сотворенного, Отче Господа нашего Иисуса Христа! Слава Тебе с Сыном и Святым Духом! Владыко Боже, не помяни моей злобы, не знал я Тебя в язычестве, ныне же знаю Тебя и ведаю. Господи Боже мой, помилуй меня. А если хочешь казнить и мучить меня за грехи мои, казни меня Сам, Господи, а бесам не отдавай меня“. И, так говоря и молясь Богу, предал душу свою с миром ангелам Господним и усоп».
Его похоронили в основанной им Десятинной церкви Успения Пресвятой Богородицы в Киеве. Саркофаги Владимира и его супруги Анны были изготовлены из мрамора и стояли в центре храма.
Проститься с князем пришел весь Киев. «И плакали о нем бояре как о заступнике земли, бедные же как о своем заступнике и кормильце».
Точная дата канонизации святого равноапостольного Владимира учёным не известна, но уже XIV веке все Прологи и богослужебные книги упоминают о дне памяти святого равноапостольного Владимира — 15 июля (28 июля по новому стилю). Скорее всего, канонизация состоялась во второй половине XIII века.
Равноапостольного князя Владимира традиционно изображают на иконах стоящим. В правой руке у него — крест, символ проповеди Христовой, которую вели все равноапостольные святые. В левой руке — свиток или меч.
Ещё один традиционный образ святого Владимира — вместе со святой равноапостольной Ольгой, первой правительницей на Руси, принявшей христианство.