В своём очередном Послании Федеральному Собранию Президент России обозначил очередной перспективный план, реализация которого начнётся в ближайшее время. Северный Широтный Ход (СШХ) — новый мегапроект, одна из самых северных железных дорог в мире, расположенная в Российском Заполярье.
Её строительство началось после Великой Отечественной войны по инициативе Иосифа Сталина. Изначально железнодорожные линии должны были пройти от Чума до Норильска, но потом решили строить до Игарки. Тогда эта железная дорога получила название Трансполярная магистраль. Многие её участки были построены, но после смерти Сталина работы решили даже не законсервировать — потому что это дорого — а бросить вообще. А когда в 60-70-хх годах в Сибири начали добывать нефть, пришлось всё восстанавливать заново. Но во времена Сталина в этих местах нефть ещё не разрабатывали, а основной целью Трансполярной железной дороги было обеспечение безопасности северных границ нашей страны. Если бы этот проект семьдесят лет назад не был заброшен, Россия могла бы сразу экономить миллиарды рублей на добыче нефти — ведь изначально приходилось все ресурсы и людей перебрасывать на самолётах.
Обсуждается, что деньги будут брать не из государственного бюджета — r строительству СШХ планируется привлечь инвесторов
На строительство СШХ планируется выделить 250-260 млрд. ₽, что больше, чем на строительство Крымского моста. Такая значительная сумма требуется из-за того, что все работы очень сложные с технической стороны и будут проходить в условиях вечной мерзлоты, на большом расстоянии от какой бы то ни было цивилизации. Всё это дополняют крайне низкие температуры, полярные ветры, обильные снегопады и множественные половодья, ведь СШХ будет пересекать русла десятков рек. При этом обсуждается, что деньги будут брать не из государственного бюджета. К строительству СШХ планируется привлечь инвесторов, в частности — «Газпром».
Арктические территории России богаты природными ресурсами — нефтью, газом, углём, металлами, алмазами и т.д. Всё это и планируется перевозить по СШХ. Так же по СШХ можно будет осуществлять и пассажирские перевозки.
В проект СШХ будут включены разрозненные участки недостроенной Трансполярной железной дороги. От общей магистрали, тянущейся с запада на восток, есть два тупиковых ответвления — одно ведёт в Новый Уренгой, а другое в Воркуту. Также имеется изолированный участок Норильской железной дороги — он никак не соединяется с общими транспортными сетями и служит для перевозки грузов из порта Дудинка в Норильск. Попасть туда можно самолетом или по Енисею. Таким образом, в рамках глобального развития Российской Арктики, возникает острая необходимость «замкнуть» северные тупиковые ветки и получить короткий и простой маршрут по всему Северу — СШХ. Непосредственно СШХ считается участок от Воркуты до Нового Уренгоя, о котором говорил Владимир Путин в своём Послании. А вот участок от Нового Уренгоя до Норильска — это уже СШХ-2 и начать его строить планируется позже. Также проект СШХ включает строительство и реконструкцию старых участков от Нового Уренгоя до Салехарда и возведение моста через Обь, одну из величайших рек мира. Таким образом, ключевыми точками маршрута СШХ станут: Воркута — Лабытнанги — Селехард — Надым — Пангоды — Новый Уренгой —Коротчаево. СШХ станет одной из самых северных железных дорог мира — наряду с линией на Мурманск и магистралями Аляски.
Арктические территории России богаты природными ресурсами — нефтью, газом, углём, металлами, алмазами и т.д. Всё это и планируется перевозить по СШХ. Ожидаемый грузооборот — порядка 25 млн. тонн в год. Это довольно значимая цифра, ведь, например, совокупный грузооборот Транссибирской магистрали и БАМа составляет чуть больше 100 млн. тонн. Так же по СШХ можно будет осуществлять и пассажирские перевозки. В том числе — в целях развития полярного туризма. Например, по Норильской железной дороге пассажиров вполне успешно перевозили вплоть до 90-х годов. Общая протяженность маршрута СШХ-1 составит более 700 км, СШХ-2 на Дудинку — плюс ещё 800 км. Итого — 1,5 тыс. км в крайне неблагоприятных условиях. Это будет не просто «стройка века», а настоящий подвиг строителей.
Выгоды и перспективы для России в этом проекте очевидны
Как уже отмечалось выше, строить СШХ планируют на условиях концессии. То есть, проект финансируется не из государственного бюджета, а за счёт средств инвесторов. По окончании строительства они смогут брать плату за пользование дорогой и окупать за её счёт свои вложения.
Даже если предположить невообразимое, что СШХ не окупит себя как отдельный проект, то в целом экономика России всё равно выиграет. Ведь СШХ позволит гораздо быстрее перебрасывать ресурсы, необходимые для добычи полезных ископаемых и перевозить их. СШХ благоприятно повлияет на развитии Российской Арктики в целом —обороноспособность, Северный Морской Путь, полярный туризм, доходы от продажи тех же полезных ископаемых. А в перспективе СШХ может дойти и до полярных морей, что ускорит развитие Северного Морского пути.
Выгоды и перспективы для России в этом проекте очевидны. И, в целом, СШХ очень важен и перспективен для развития и процветания нашей большой страны.