С.А. Есенин
Диагноз: Маниакально-депрессивный психоз
Симптомы: неадекватное поведение, попытки суицида, резкие перепады настроения, чрезмерная активность или, наоборот, сильная апатия.
История болезни: С юных лет будущий стихотворец отличался импульсивностью и эмоциональной неуравновешенностью. По воспоминаниям близких, он был склонен к конфликтам и характеризовался крайней неустойчивостью чувств, однако, быстро успокаивался после разногласий. В его поведении прослеживались черты инфантилизма и частые колебания настроения.
В 1912 году, когда поэту было всего 17 лет, он впал в апатию и предпринял первую попытку лишить себя жизни.
Переезд в Москву и обретение известности ознаменовали начало нового маниакального периода. Став яркой и харизматичной личностью, он привлёк внимание публики и стал любимцем толпы. Но этот успех сопровождался постоянными влюблённостями и частыми скандалами. Активная светская жизнь и систематическое злоупотребление алкоголем стали последствиями маниакального состояния, что негативно сказывалось на его психическом здоровье.
Из-за рецидивов психического расстройства, С.А. Есенин неоднократно проходил лечение в специализированных учреждениях. В 1923 году, по настоянию друзей, поэт обратился в московский «санаторий для нервнобольных». К тому времени его болезнь достигла стадии, когда ему казалось, что за ним следят. Весной 1924 года С.А. Есенин прошёл обследование в психоневрологической клинике под руководством профессора Ганнушкина. К сожалению, терапия не принесла облегчения: всего через месяц после выписки из клиники поэт совершил самоубийство, повесившись на трубе отопления в ленинградской гостинице «Англетер».
Друг С.А. Есенина, поэт Анатолий Мариенгоф, вспоминал: «Он придумывал себе врагов, выдумывал козни, которые, как ему казалось, плели против него, и слухи, которые якобы распускали о нём… У Есенина была паранойя — ему казалось, что его обворовывают или собираются обворовывать. Несколько раз в день он проверял замки чемоданов… На одежде приятелей и знакомых ему мерещились его собственные вещи. При встрече он обнюхивал их, пытаясь определить, не его ли парфюм они используют». И в завершение, печальная характеристика: «В последние месяцы жизни Есенин бывал человеком не больше часа в сутки. С первой утренней рюмки его сознание начинало мутнеть… К концу 1925 года мысль о самоубийстве стала для него навязчивой. Он пытался попасть под колеса дачного поезда, выпрыгнуть из окна, перерезать вены осколком стекла, вонзить в себя кухонный нож».
Идеи, подаренные миру: С.А. Есенин трансформировал традиционную лиро-эпическую оду в лирико-публицистический монолог, насыщенный рассуждениями и отступлениями. Поэт утвердил в качестве стилистической особенности, с искренностью и эмоциональной откровенностью, привязанность к деревне и деревенскому человеку («деревенщики» стали прямыми последователями его идей, хотя и не в стилистическом плане).
Творчество С.А. Есенина было признано ведущими деятелями Серебряного века, как важное литературное явление, оказывающее значительное художественное воздействие.
Так, например, Осип Мандельштам создал стихотворение «Пшеницу полей» лишь после знакомства с есенинскими «Пугачёвым» и «Песней о хлебе». Кроме того, активно работая в жанре городского хулиганского романса, С.А. Есенин, по сути, заложил основы современного русского шансона.
Н.В. Гоголь
Диагноз: Шизофрения, маниакально-депрессивный психоз
Симптомы: зрительные и слуховые галлюцинации, смена фазы апатии и заторможенности (он мог совершенно застыть и не отвечать на внешние воздействия) на периоды неконтролируемого возбуждения, депрессивные состояния, а также ярко выраженная ипохондрия (писатель был уверен, что внутренние органы расположены неправильно, в частности, что желудок находится «вверх дном»), клаустрофобия.
История болезни: На протяжении всей жизни Н.В. Гоголя сопровождали различные симптомы, характерные для шизофрении, однако в последний год болезнь ощутимо усилилась.
Смерть сестры, близкого друга, Екатерины Михайловны Хомяковой, 26 января 1852 года, спровоцировала у писателя мощный приступ ипохондрии. Он погрузился в постоянные молитвы, почти перестал есть, жаловался на слабость и нездоровье, убежденный в своей смертельной болезни, хотя врачи не обнаружили у него ничего серьезнее незначительных проблем с желудком.
В ночь с 11 на 12 февраля Гоголь сжёг свои рукописи (уточнив на следующее утро, что это было дело рук дьявола), после чего его состояние стремительно ухудшалось. Предпринятые попытки лечения — скорее экзотические, чем профессиональные (прикладывание пиявок к ноздрям, холодные обёртывания и погружение головы в ледяную воду) — не принесли облегчения.
21 февраля 1852 года Н.В. Гоголь скончался. Точные причины его смерти остаются загадкой, но наиболее вероятно, что он сам довёл себя до крайней стадии нервного и физического истощения. Несомненно, своевременная помощь квалифицированного психиатра могла бы спасти ему жизнь.
Идеи, подаренные миру: Его отличала своеобразная привязанность к обычному человеку, к «маленькому» обывателю, в котором переплетались отвращение и сочувствие. Писатель с поразительной точностью изобразил множество русских характеров и создал несколько ролевых моделей (ярчайшим примером служат персонажи «Мертвых душ»), которые и в наши дни остаются удивительно актуальными. Также творчество Н.В. Гоголя оказало огромное влияние на последующие поколения писателей, вдохновив таких мастеров, как Франц Кафка, Владимир Набоков, Рюноскэ Акутагава и Фланнери О’Коннор.
Развитие прозаических стилей русского литературного языка.
Утверждение реализма: Н.В. Гоголь окончательно закрепил в русской литературе реализм, основанный на критическом изображении действительности.
М.М. Зощенко
Диагноз: эндогенная депрессия
Симптомы: устойчивое пониженное настроение, психическая и двигательная вялость (М.М. Зощенко мог две недели не выходить из дома, не бриться, сидеть в своей комнате и молчать).
История болезни: Когда началась Первая мировая война, юному Михаилу Зощенко едва исполнилось восемнадцать лет. Стремясь отдать долг Родине, он добровольно пошел в армию и уже спустя год оказался в гуще боевых действий. Тяжелые испытания на передовой негативно отразились на его здоровье: писатель получил ранение и попал под газовую атаку. Впоследствии его здоровье дало сбой — начались сердечные недуги и затяжная депрессия.
М.М. Зощенко обратился к врачу еще задолго до того, как достиг пика своей известности. Писатель поделился с психиатром, что тоска мешает ему нормально питаться, раздражительность лишает сна, и что он чрезмерно нервничает по малейшему поводу. Врач внимательно выслушал его и посоветовал побольше читать юмористических рассказов, особенно Михаила Зощенко. Писатель с явной печалью посмотрел на доктора и признался: «Я и есть этот Зощенко».
Тогда М.М. Зощенко решил самостоятельно бороться с депрессией.
Он углубился в изучение трудов Фрейда и Павлова, стремясь найти выход из сложившейся ситуации. Писатель начал анализировать прожитую жизнь, пытаясь выявить причины своего подавленного состояния, вспоминая все события, оказавшие на него негативное влияние. И проработал главный кошмар: мёртвые сослуживцы и падающие замертво птицы в той газовой атаке, в которой ему чудом удалось выжить. О своей борьбе с недугом он написал автобиографическую повесть «Повесть о разуме», в которой, используя методы психоанализа, пытался помочь самому себе. В заключение книги он сообщил, что ему это удалось: тревожность отступила, и в его душе зародилось желание жить.
Идеи, подаренные миру: М.М. Зощенко представил человека, который никогда ранее в литературе не имел голоса и заговорил на своём нелитературном языке. Понятие «зощенковский герой» стало нарицательным.
Создание «новояза» в русской литературе. Язык, используемый персонажами Зощенко, — это сочетание устаревшей, высокопарной лексики, народной речи, жаргона и цитат из официальных лозунгов и слоганов, дополненное другими языковыми элементами.
Писатель стоял у истоков советской сатирико-юмористической литературы, развивая традиции Гоголя, Чехова и Лескова и формируя при этом собственный, неповторимый художественный стиль.
М.М. Зощенко внёс заметный вклад и в детскую литературу, создав ряд юмористических рассказов, отличающихся простотой и остротой повествования.

В.В. Маяковский
Диагноз: обсессивно-компульсивное расстройство, игромания
Симптомы: Мания чистоты, педантичный порядок, необходимость соблюдения ритуалов (поэт не мог пройти мимо стола или стула, не постучав по ним, и не ложился спать без продолжительной и строго личной молитвы или иной практики), страх проигрыша.
История болезни: Он был невротиком, однако сохранял полный самоконтроль, острый интеллект и безупречную нравственность. Считается, что эти невротические черты были компенсацией огромного интеллектуального напряжения — однако это не так: беспрестанная занятость и плотный ежедневный график служили способом отвлечься от депрессии, навязчивых мыслей и прочих тревог. Смерть казалась ему возможной лишь в форме самоуничтожения; всё остальное представлялось жестоким и бессмысленным принуждением, цель которого оставалась для него неясной. Именно поэтому его преследовали мечты либо о бессмертии, либо о самоубийстве, и он испытывал навязчивый страх старости. Работа служила отвлечением от этих мыслей, и он требовал подобной сосредоточенности от окружающих.
У В.В. Маяковского особенно ярко проявлялись две формы невроза — обсессивно-компульсивное расстройство и игромания. Это выражалось в окружении себя в повседневной жизни огромным количеством трудновыполнимых заданий, условий и ритуалов, — словом, он жил в паутине тончайших обязательств. Существует мнение, что ОКР чаще встречается у людей, склонных к перфекционизму и неспособных завершать дела вовремя. В.В. Маяковский не был перфекционистом в одежде или даже в стихах, но в уборке квартиры и наведении чистоты проявлял крайнюю тщательность. Можно сказать, что его мнительность прогрессировала, и он становился подозрителен даже по отношению к друзьям.
Что касается игромании, она проявляется в двух формах: одержимость азартными играми и продолжение обсессий, вызванное постоянной неуверенностью в себе. Маяковский никогда не играл ради выигрыша денег. Все его игры — это разновидность пасьянса, поиск ответа на императивный вопрос: да или нет. Однажды в Тифлисе, играя в бильярд с Ираклием Гамрекели, В.В. Маяковский не отступал, пока не выиграл и едва успел на вокзал за три минуты до отправления поезда.
Карточные проигрыши тоже его сильно огорчали, и ему казалось, что Бог отворачивается от него и обрекает на неудачи. Острое чувство опасности, постоянно таящейся рядом, — лейтмотив его ранней лирики, когда он еще был откровенен с читателем. Впрочем, эта тема — обсессии, навязчивость, ощущение чьего-то постоянного недоброжелательного внимания редко просачивается в его стихи: вероятно, потому, что профессиональная сфера — последняя, которая не хочет уступать болезни.
Профессионализм, доведенный до автоматизма, спасает от суеверия или, по крайней мере, приостанавливает его. В целом, большинство невротиков — трудоголики, и на качество их работы неврозы никак не влияют. В официальный реестр психических заболеваний его невроз был внесен лишь в 1989 году.
Идеи, подаренные миру: революционный взгляд на стихосложение.
В.В. Маяковский привнёс в русскую речь множество неологизмов и выразительных средств, которые прочно закрепились в обиходе. Его новаторские поиски в области ритма и рифмы значительно расширили границы поэтического искусства.
Социальная позиция. Поэт решительно осуждал буржуазный уклад и призывал к созданию общества, основанного на принципах равенства и справедливости. Его революционные произведения, такие как «Война и мир» и «Левый марш», стали своеобразным выражением духа времени, побуждая к активным действиям ради общественных изменений.
Значительный вклад в советскую драматургию. Пьесы «Мистерия-буфф», «Клоп» и «Баня», созданные В.В. Маяковским, заслуженно считаются шедеврами русской театральной сцены XX столетия.
Отражение в других сферах творчества. Его работы в области рекламы и плакатов стали фундаментом советского визуального искусства. Многие творческие личности — живописцы, композиторы и кинематографисты — находили в его произведениях источник вдохновения.
