Читая книги и статьи, я наткнулась на очень интересные сведения, с которыми хотелось бы поделиться. Первые упоминания об амазонках были в книге З.М. Налоева «Адаб Баксанского культурного движения». Вот что писал Нури Цагов:
«Амазонками» называется войско из женщин, обученных военному делу. Это адыгское племя, населявшее за 1400 лет до милада южный берег Черного моря, там, где в море впадает река по имени Терма. До этого они населяли берега Азака. Они относились к меотскому народу, жившему там.
Враги там не давали им спокойно жить, и поэтому амазонки переехали и поселились на берегу Термы.
Война, на которую пошли амазонки — это троянская война. Второе название Трои-Илион. Троя — это город, стоявший у пролива Дарданелл. Мужья амазонок, ушедшие на троянскую войну, около семи лет задержались. Оставшиеся дома жёны не знали, что случилось с их мужьями. «Если их захватили в плен, заставим отпустить!» — сказали и отправились вслед за своими мужьями.
Когда амазонки вернулись с Троянской войны, они объявили войну Тезею. Тезей их победил. Амазонок в плен взял. Он посадил их на три корабля и отправил к себе на родину. В пути амазонки перебили корабельщиков всех до одного. После этого они к себе на родину вовсе не вернулись.
Они вернулись на старую родину, где жили прежде, и сошли с кораблей на берегу Азака.
Кстати говоря, самым ярким представителем среди амазонок является Сатаней из нартского эпоса. Сатаней — олицетворение силы, храбрости, мудрости и красоты в женском обличии. Она, надевая доспехи, сражается как воин. Является матерью и воспитанницей Сосруко. О ней написаны множество сказок или легенд.
Нашелся ещё и интересный роман, посвященный амазонкам. Автором является: Муаед Ахметов, а книга называется: «Адыгские амазонки».
В далёком детстве, автора повезли в город Пятигорск дедушка и дядя. Когда задолго до Горячеводска стала видна гора Машук, дедушка Муаеда Ахметова, указав на нее, произнес: «А под этой горой ежегодно в день весеннего равноденствия собирались амазонки и устраивали состязания по бегу. И здесь они делили земли и воды». Именно так и зародился интерес писателя к этим удивительным женщинам-воительницам.
Но есть что-то, что доказывает о ложном происхождении амазонок. Статья, которую составила по научным источникам Лариса Тупцкова:
Авторы статьи отмечают, что у античных авторов это племя женщин-воительниц или амазонок локализовалось в разных пунктах побережья Черного моря и Кавказского хребта, и жили они не только в Понте, но и в горах под Албанией, в соседстве с гаргарейцами, в северных предгорьях Кавказских гор. Так как по античным традициям амазонки тесным образом были связаны с Кавказом, авторы данной статьи выдвинули правдивую версию о том, что под племенем амазонов подразумевалось черкесское племя убыхов, а название — «Амазон» надо считать греческой трансформацией убыхского слова а-мызын (ребенок, мальчик). В слове а-мызын определяющий артикль — а, думается что конечная н — детерминативный суффикс.
Убыхский язык — один из иберийско-кавказских языков абхазско-адыгской группы, потомки которых ныне представлены лишь в Турции. Убыхи занимали часть черноморского побережья Кавказа между реками Шахэ и Хамыш, а в XIX веке целиком были насильно выселены Российской империей в Османскую империю.
Таким образом, «амазонская» легенда имеет черкесское начало, а именно подразумевает убыхский источник, который отразился как языковой фактор.
Говорить о том, существовали ли амзонки в действительности или нет, довольно таки сложно. Но, как говорят в народе, не бывает дыма без огня.