Военное сотрудничество Российской Федерации и КНР, кроме громких заявлений и локальных миссий наблюдателей, пока не состоялось даже в формате как со страной чучхе: слишком разные интересы сторон.
Военные авиабазы Народно-освободительной армии Китая
Не удивительно, что по состоянию на сей день на территории КНР размещены более 45 подземных авиабаз хранения самолетов с взлетно-посадочными полосами и складскими помещениями для вооружения самолетов, ГСМ, регламентных работ. Эти базы расположены почти во всех провинциях Китая.
Общая «ёмкость» или количество размещаемых самолетов (только самолетов, готовых к действиям, без учета вспомогательной авиатехники, вертолетов и БПЛА) составляет более 1 тыс. 700 единиц. Большинство подземных авиабаз имеют размеры по высоте, превышающие 15 метров, по ширине — 40 метров, что позволяет китайцам обеспечивать хранение военной истребительной и бомбардировочной авиации новейших моделей — от Су-30 до Су-57 — в полностью собранном, смонтированном состоянии. Это важно, поскольку даже с прикрепленными к подкрылкам ракетами класса «воздух-воздух» и «воздух-земля» перед вылетом необходимо лишь активировать взрыватели ракет; а для осуществления вылета самолета — с момента открытия дверей подземной авиабазы проходит не более 10 минут.
Далее подробнее о базах НОАК, где скрыт почти весь военно-воздушный флот ВВС Национально-освободительной армии Китая.
Расположение подземных авиабаз НОАК
Гуйян — современная авиабаза истребителей с вспомогательной взлетно-посадочной полосой (ВПП) и подземным ангаром к югу от основной ВПП, раcположена в провинции Чэнду и имеет координаты: 26°24'30.27"N/106°32'5.62"E. Имеет четыре 15-метровых доступа к тоннелю. По-своему интересна авиабаза Yantai SW в провинции Цзинань. Это нетипичная база военных истребителей не только с подземным ангаром, но и с 25 укреплениями и капонирами - окружающими насыпями для защиты самолетов типа Q-5 Fantan 5-й авиаэскадрильи ВВС НОАК. Подземный ангар расположен на расстоянии 2,7 км к западу от ВПП, а доступ к нему осуществляется через 200-метровый автомобильный мост, пересекающий канал. Оба входа в ангар имеют ширину 15 метров. Расположение: 37°24'3.03"N/121°22'2.52"E.
Мощная авиабаза Нэйсян построена для бомбардировщиков H-6 Badgers в той же провинции (расположение 32°58'21.77"N/111°53'7.01"E). База имеет разветвленную под землей систему ангаров с длиной туннеля примерно 800 метров под горой в направлении на запад, а также широкие 30-метровые рулежные дорожки, 9100-футовую основную ВПП и инфраструктуру вспомогательных строений.
Площадка Luyang (Луян/Ранхэ Чжэнь AB) с координатами 33°41'4.62"N/112°53'26.89"E. Подземный ангар имеет два входа шириной по 15 метров, соединенных с вспомогательной взлетно-посадочной полосой. Западная сторона имеет один 22-метровый вход и 35-метровый вход в ангар с глухим туннелем. Авиабаза «Цзинин» создана для бомбардировщиков с двойным 40-метровым подземным ангаром к северу от основной зоны.
В настоящее время тут базируются бомбардировщики дальнего действия H-6 Badgers 19 авиадивизии, 55-й авиаполк ВВС НОАК с самолетами J-11 (Su-27SK, Su-27UBK), а ранее - 9-й авиаполк 7-й истребительной дивизии с самолетами типа Flankers. Длина ВПП – 9500 футов. Координаты «убежища»: 35°17'32.87"N/116°20'48.66"E.
Современное укрытие для бомбардировщиков «Яотянь» в провинции Гуанчжоу (26°31'48.26"N/112°50'38.01"E) представляет собой вспомогательный аэродром рядом с основной базой Лейян/Синь Ши, где размещен 8-й авиаполк бомбардировщиков H-6 Badgers, H-6A/E, H-6U, H-6H и 2-й полк бомбардировщиков PLAN HZ-5. ВПП длиной 9500 футов. В этом месте два аэродрома разделены рекой. Подземный ангар имеет два входа шириной 33 метра.
На авиабазе «Уданьшань» в провинции Гуанчжоу до последнего времени располагалось 27-е крыло истребителей J-7 — условно устаревшего типа. Тем не менее подземная база весьма перспективна так ее длина ВПП составляет аж 10400 футов. Можно космический Шаттл посадить. Для того ее и держать в функциональном состоянии, не консервируют. Расположение базы: 32°23'21.74"N/111°41'43.57"E.
Подземные ангары авиабазы «Шаогуань» в той же провинции построены для размещения истребителей-перехватчиков типа J-6 и новых, и оборудованы двумя 14-метровыми входами, что обеспечивает предполагаемую длину туннеля около 750 метров. Расположение - 24°58'54.46"N/113°25'18.19"E. Длина ВПП 7100 футов. Эксплуатирует 9-й истребительный полк ВВС НОАК.
База бомбардировщиков H-6 Badger модификаций H-6A/E «Шаодун» в той же провинции (27°13'32.16"N/111°40'10.54"E) имеет подземный ангар с двумя 33-метровыми входами в конце извилистой рулежной дорожки протяженностью 3 км к юго-западу от базы. Тут размещается 8-й бомбардировочный полк ВВС китайской армии.
Подземная авиабаза «Ленг Шуй Чи AB» с координатами 31° 6'24.33"N/ 112°24'9.09"E — самая засекреченная в части условно открытых данных о китайских ВВС, имеет необычную конфигурацию, с двумя ВПП длиной 7 тыс.200 и 6 тыс. 900 футов, явно пригодными для взлетов и посадок. Особенности рулежных дорожек и входов шириной 20-28 метров дают основания полагать, что здесь размещают бомбардировщики типа H-5 и Н-6. Длина подземного ангара не менее 400 метров.
База «Гуйпин Мэншу АБ» с ВПП 10200 футов и двумя 33-метровыми подземных входами в ангар обеспечивает размещении эскадрильи специальных самолетов-воздушных заправщиков для бомбардировщиков дальнего действия Badger H-6D, HU-6D из 8-го авиаполка 3-й авиадивизии. Координаты 23°19'58.33"N/110° 0'31.93"E
Авиабаза Foluo NorthEast («Ледонг») на острове Хайнань введена в эксплуатацию в 2006 году, имеет координаты 18°41'34.56"N/109° 9'40.84"E и необычную конфигурацию. Основная ВПП имеет длину 9300 футов и вспомогательная — 7 тыс. 300 футов большой по площади подземный ангар с шириной входа 40 метров в стиле типичной базы современных бомбардировщиков дальнего действия H-6 Badger и истребителей, Кроме этого построено 24 наземных легких укрытия для самолетов JH-7A Flounder 27-го авиаполка ВВС НОАК.
Одна из старейших авиабаз ВВС Китая — Иу, построена в 1962 году, но действует и сегодня в провинции Нанкина (29°20'43.73"N/120° 2'4.10"E), имеет тоннель с 22-метровыми входами и двумя ВПП. Место постоянной дислокации 17-го авиаполка с самолетами JH-7.
База Suzhou West (31°15'46.75"N/120°24'8.00"E) имеет 22-метровых входа в подземный ангар, расположенный к северо-востоку от взлетно-посадочной полосы длиной 8300 футов. «Укрытие» для самолетов принимает два полка истребителей перехватчиков J-7. Еще один авиаполк (12 AR) с самолетами Су-30МК2 расположен «по адресу» 31°54'39.07"N/117°39'58.71"E. Здесь c двумя ВПП длиной 8500 и 5600 футов действует китайская военная авиабаза с названием «Фейдун АБ».
Подразделения 3-й авиадивизии ВВС НОАК с многоцелевыми истребителями J-7II, J-10 дислоцируются на авиабазе «Чанцзинь» с координатами 30°58'14.07"N/119°43'46.08"E. Тут две ВПП длиной 4500 и 8300 футов.
Бомбардировщики H-6 и Y-8(EW) Badgers 10-й бомбардировочной дивизии также базируются в укрытиях «Ань Цзин» в той же провинции Нанкин. На аэродроме две ВПП длиной 6 тыс. 500 и 9 тыс. 500 футов.
Авиабаза «Иньчуань» на первый взгляд кажется типичной базой истребителей с вспомогательной взлетно-посадочной полосой. Однако подземная система ангаров оборудована четырьмя входами, два из которых имеют ширину 17 метров, а два — 22 метра. Вероятно, изначально база была разделена между подразделениями самолетов J-6 и H-5. В настоящее время тут базируется 140-й авиаполк с самолетами Су-27СК/УБК) а рядом с базой «квартируют казармы 6-й мотострелковой дивизии НОАК.
Длина двух ВПП аэродрома соответственно 9100 и 6500 футов. В наземном исполнении дополнительно имеет 24 легких укрытия. «Урумчи» — удаленная база истребителей J-8F и J-7II в провинции Ляньчжоу (координаты 43°27'57.91"N/87°31'56.45"E). Длина ВПП 9100 футов. Подземный ангар с парой совмещенных 15-метровых входов находится в 3,5 км к югу от базы. И недалеко казармы 37-го мотострелкового полка НОАК.
«Цзуньхуа» с координатами 40° 6'23.74"N/117°53'10.20"E расположена в столичном регионе провинции Пекин. База истребителей, оборудованная двумя совмещенными 15-метровыми входами в ангары в северном конце нетипично широкой вспомогательной ВПП. Тут одновременно могут садиться и взлетать по два самолета типа J-8 и J-10 по китайской классификации.
Не менее современная авиабаза истребителей-перехватчиков «Чжанцзякоу AB» или Zhangjiakou (40°44'15.98"/ 114°55'51.02"E) в той же провинции оборудована двумя подземными ангарами, каждый из которых имеет по два 25-метровых входов. На базе нет вспомогательной взлетно-посадочной полосы. На «Чжанцзякоу AB» дислоцируется 9-й авиаполк с самолетами J-11 (Су-27).
Заслуживает внимания подземная авиабаза «Вэньшуй» в столичном регионе материкового Китая, построенная для бомбардировщиков H-6 Badger с большой основной ВПП длиной 10 тыс. 400 футов. Площадка оборудована подземным ангаром шириной 40 метров с двумя входами, расположенным под горой в 3 километрах к северо-западу от западного конца ВПП. Предполагаемая длина ангара составляет 600 метров. Расположение: 37°24'30.17"N/111°57'55.62"E.
В «Хух-Хото» с координатами 40°44'19.38"N/111°13'46.22"E имеются два входа в тоннель, расположенный на южной стороне горы, к западу от ВПП длиной 7 тыс. 800 футов. На этом месте были замечены по крайней мере две эскадрильи истребителей Fishbeds типов J-7II и J-7E. Длинный подземный ангар есть и на авиабазе «Феннин» в столичном регионе 41°15'39.31"N/116°37'8.91"E. ВПП длиной 7500 футов, принадлежность подразделений ВВС КНР неизвестна. База истребителей «Чифэн» (42° 9' 32N/118° 50' 31E) использует необычное расположение вспомогательной ВПП длиной 7 тыс. футов, на которой построено 28 легких укрытий. Ширина двух входов в подземный ангар составляет 15 метров.
Подземный ангар с двумя совмещенными входами шириной по 22 метра и длиной тоннеля не менее 600 метров действует на авиабазе «Чэнь-Чуань AB», расположенной в координатах 37°52'23.26"N/110° 4'17.29"E. Длина ВПП 8500 футов.
Длина подземного ангара для самолетов на базе «Nangangzi AB» в провинции Шеньян (43°48'56.35"N/127°30'25.28"E) составляет примерно 800 метров. Это расстояние позволяет разместить примерно 25 бомбардировщиков, расстояние примерно такое как в тоннеле для хранения вина в провинции Шампань (Франция). Ширина входов в тоннель более 22 метров, что свойственно для бомбардировщиков.
Примерно та же ситуация с действующей авиабазой истребителей «Lihue» («Лихуэ») в провинции Шеньян, построенной с вспомогательной ВПП шириной 40 м и подземным ангаром, расположенным в каньоне между двумя горами к югу от базы. Два входа обеспечивают доступ к ангару длиной 800 м. На южной стороне базы заметны 15 обычных укреплений – наземных ангаров. Расположение 42°15'16.42"N/125°42'19.39"E. Длина двух ВПП соответственно 6200 и 7500 футов, что достаточно для средних бомбардировщиков и многофункциональных штурмовиков.
Авиабаза «Цзиньчжоу Сяолинцзы AB» (41° 6'3.98"N/121° 3'47.38"E) построена для размещения истребителей-перехватчиков и оборудована вспомогательной ВПП и двумя 22-метровыми входами в ангары. В настоящее время используется учебно-тренировочными подразделениями ВВС НОАК.
Авиабаза «Jichang AB» («Цзичан») 43° 12'N/125° 53'E необычна тем, что использует два отдельных подземных ангара, расположенных на двух холмах, прилегающих к главной ВПП и рулежной дорожке. Эта бывшая база H-5 Beagle имеет четыре 22-метровых входа. Длина ВПП 7100 футов. Приведенные примеры, разумеется, можно продолжать.
Один из вариантов расположения самолетов под землей показан ниже.

По секретным верифицируемым данным всего в Китае сегодня действует 46 военных подземных авиабаз. А так бы и не скажешь…
Особенности конструкции и строительства подземных укрепленных баз
Ангары для самолетов, вертолетов, БПЛА и вооружений к ним весьма удобно строить на естественном природном ландшафте, без взрывотехнических работ в горных породах. Земляные работы выполняются двумя известными в фортификации способами. Непосредственно строительством котлована и хода, выкапыванием сверху больших пластов грунта, а затем установки мощных бетонных перекрытий и насыпи на них. Этот способ при осуществлении строительных работ будет заметен спутниковой разведкой.
И второй, менее заметный способ — горизонтальное движение 10-15 метрового в диаметре «проходного щита» в холм на манер того, как работают проходчики туннелей при строительстве метро. Во втором случае надо озаботиться скрытом вывозом грунта из тоннеля, установить в нем подпорки, штольни и перекрытия и затем залить бетоном по соответствующим формам изнутри. В целом никаких особенных секретов строительства тоннелей не существует — так же строят и тоннели гражданской инфраструктуры и в более сложных условиях, к примеру, в России в разные годы — при строительстве обходного пути Кругбайкальской железной дороги или при недавно построенного нового Керакского тоннеля — вырабатывая пласты горных пород.
В холмистой местности Китая грунт относительно легкий, поэтому строительство закрытых баз хранения и аэродромов для ВВС НОАК относительно не затратный, быстрый и скрытый способ возведения подземных объектов для военных нужд.
Как правило «убежища для самолетов» делают невысокими, чтобы обеспечить максимальную устойчивость или жизнестойкость ангаров. Потолок бетонного ангара также делают невысоким, а чтобы самолет оперативно можно было вывезти с помощью грузовика на ВПП, в верхней части ангара конструктивно сделана выемка шириной до 3 метров, для того, чтобы верхнее «оперение» хвоста самолета не задевало потолок или навес.

Не лишним сказать, что подземные авиабазы замаскированы, районы огорожены и изолированы от случайного посещения туристами, а подразделения охраны находятся также на территории и в боевой готовности. Площадь вокруг подземных авиабаз контролируется комплексными системами охраны, в том числе видеокамерами и электронными датчиками, среди которых пироэлектрические, микроволновые датчики, а также системы, реагирующие на изменение емкости между шлейфом охраны и землей.
Подобные электронные системы, реагирующие на несанкционированное проникновение, установлены у пограничников, по периметру учреждений пенитенциарной системы (тюрем и изоляторов), в системе транспортной безопасности по периметру вокзалов и аэропортов и в других соответствующих случаях.

В замаскированных в холмах и прорытых горизонтальным способом ангарах для самолетов, вооружений (РАВ — ракетно-артиллерийское вооружение) типично установлены распашные противовзрывные двери с использованием альтернативной облегченной конфигурации или навесные внешние взрывозащитные двери.

К примеру, на авиабазе НОАК «Luyan»/Ranghe-Zhen AB и на авиабазе «Чжанцзякоу» (Zhangjiakou AB), на восточном склоне горы для блокировки входа дополнительно воздвигают кирпичную стену.

Внешние двухсекционные взрывозащитные двери являются раздвижными, и убираются в обычные туннели слева и справа от входа. Двойные раздвижные двери есть и на подземной авиабазе «Шаогуань AB» в провинции Гуанчжоу.

На авиабазе «Шаньтоу NE AB» базируется 24-й авиаполк 9-го воздушной армии НОАК, эксплуатирующий самолеты J-10A. Авиабаза НОАК «Longtian» и ряд других также имеют камуфляжную краску, нанесенную на рулежные дорожки и пандусы. Это пример «классической» базы Варшавского договора с облицованными зонами рассеивания, которые были укреплены путем установки HAS на ранее облицованных площадках. Выживаемость самолетов в ангаре будет определяться способностью укрытий противостоять проникающим боеприпасам, таким как GBU-39/B или ФАБ-3000.
Основной туннель, соединяющий парные главные входы, типично состоит из линейных сегментов, соединенных плавно изогнутыми секциями. В конструкции используются ответвляющиеся «слепые» туннели длиной примерно 160 метров со входами из основного туннеля. Они используются либо для выполнения более глубокого обслуживания одного самолета, либо для ангара нескольких самолетов, припаркованных по системе «нос к хвосту». «Слепые» туннельные соединения с основным туннелем находятся под прямым углом. Кроме того, используются два различных сечения туннеля.
Взрывозащитные двери и верхняя бетонная стеновая конструкция расположены примерно в 7 метрах от входа на склоне холма, чтобы защитить открытые взрывозащитные двери.
Внутренние стены туннелей облицованы железобетоном. Метод строительства включает установку предварительного каркаса с деревянными досками для формирования формы и заливку бетона короткими сегментами шириной 2–3 метра. Возможна непрерывная заливка сегментов. Внутренние стенки сделаны из стальных двутавровых балок с интервалом примерно 3 метра в линейных сегментах туннеля и примерно 1 метр — в местах изгибов туннеля. По замыслу выдающейся конструкторской мысли, с одной стороны эти элементы являются арматурой, скрепляющей основание (каркас), но также используются для поддержки опалубки во время строительства. Дренаж обеспечен тем, что просачивание воды возможно в стыках между сегментами облицовки туннеля, однако это рисковые факторы для любой конструкции тоннелей в мягких и твердых горных породах. Даже современные тоннели метро под землей в мегаполисах не удается полностью герметизировать от воды.
Части стен туннеля облицованы белым или светлым эмалированным листовым металлом, либо могут быть гладко отделаны. Назначение облицовки листовым металлом понятно в двух важных ипостасях — улучшить искусственное освещение (отражение света) в туннеле, и улучшить распространение радиоволн VHF вдоль туннеля, а также обеспечить лучшие условия для обслуживающего персонала авиатехников и коммуникаций. Пол на всем протяжении туннеля разделен разметочной линией: 10-15 метров вдоль одной стены отведены под хранение самолетов, а оставшиеся пространство предназначено для движения транспортных средств.
Тем не менее с развитием возможностей спутниковой разведки любые стационарные военные конструкции, тем более на строительство которых затрачено много времени и техники с изменением ландшафта местности или заглублением в грунт, как правило очень скоро становятся известны потенциальному противнику. Поэтому, акцент значения подземных авиабаз не столько в их скрытности или недоступности, а в их устойчивости, в том, чтобы подземное хранилище, одновременно являющееся и бомбоубежищем для летного состава и базой хранения материальных ценностей, смогло выдержать ракетно-бомбовый удар, в том числе с воздуха.
Даже если месторасположение подземной авиабазы известно, и ее нельзя быстро перенести в другое место на манер совета «дикого прапора» из художественного фильма «ДМБ»:
«а пока они готовятся по нам вдарить, мы меняем ландшафты, причем вручную, поэтому непобедимы» —
даже тогда разрушить укрепленный и бетонированный подземный бункер, заглубленный на 30–45 метров под землей — непросто.
Тем не менее способы есть. Конструкция взрывозащитной двери рассчитана на то, чтобы выдержать избыточное давление и высокоскоростные проникающие при взрыве мощной авиабомбы осколки и отколы (разрушения элементов) конструкции убежища. Управляемые авиабомбы типа GBU-39/B или BLU-116/B такую конструкцию повредят. Но при условии специальной тактики атаки.
Особенности поражения подземных укрытий
Конструкции подземного ангара НОАК отличаются туннелями с утяжеленным поперечным сечением арки, предназначенными, как и в конструкции мостов или других сооружений, для передачи сжимающих нагрузок, создаваемых весом скалы сверху, с расширением наружу — в нижние стороны туннеля. Сжимающие ударные нагрузки даже от больших авиабомб или избыточного давления ядерного оружия при взрыве в воздухе, поражающих туннели, будут частично нейтрализоваться в горизонтальные сжимающие нагрузки в скале. А слабость конструкции в том, что в полу туннеля существует скрытая растягивающая нагрузка, возникающая из-за сжимающей силы на нижних стенках туннеля. Обычный» подход к атаке укрепленных конструкций — сверху или с боков. Рассмотрим эту концепцию подробнее.
Несмотря на исключительную пробивную способность мощных управляемых авиабомб, к примеру, ФАБ-3000, цели с необычно прочными каменными или бетонными крышами трудно поразить, поскольку осколки разорвавшейся авиабомбы не могут проникнуть в плотные материалы достаточно глубоко, чтобы произвести максимально разрушительный эффект. Это справедливо даже при том, что авиабомба точно попадает в цель (а не разрывается по команде управления и не детонирует над целью — в воздухе, что также дает значительный поражающий эффект, но с другой целью — для поражения личного состава противника и незащищенной укрытиями техники и командных пунктов управления).
Особенности проникающей способности мощных авиабомб являются проблемой для атаки на подземные ангары, где холм или гора имеют магматический состав породы, такой как гранит, базальт, диорит или серпентин. Такая порода является и твердой, и прочной, что сильно ограничивает глубину проникновения боезаряда по сравнению с осадочными типами пород. Несмотря на другие поражающие (относительно авиабомб типа ФАБ-3000) свойства управляемых боезарядов типа Storm Shadow и других, рассмотренные в статье подземные бункеры НОАК для таких ракет также являются «крепким орешком» с негарантированным поражением даже в условиях прямого и точного попадания.
При этом одной из эффективных тактик и способов гарантированного поражения является точное попадание сверху в подземный бункер (ангар), осуществленное с двух (и более) сторон, примерно так, как представлено ниже.Это известный в военных кругах подход «Уоллиса» к атаке укрепленных конструкций, он осуществляется сверху и сбоку. В таком варианте, бункер может быть значительно поврежден вместе с частью находящихся в укрытии самолетов.

Недостаток способа «заброса бомбы через входную дверь» в том, что особенности конструкции ангара, размещения вертикальной фермы, железобетонного входного блокиратора или разрывной плиты перед входом в ангар исключит обширное поражение прямым воздействием и осколками заряда. Особенно если вход в ангар находится в глубоком каньоне, вырезанном в склоне холма, в таких условиях, пользуясь особенностями ландшафта и устанавливают бетонные разрывные плиты или отклоняющие сетки над входом, чтобы защитить объект и заставить авиабомбу или ракеты детонировать за пределами главных дверей. Поэтому ракетой с боеголовкой (или разделяющимися ГБЧ (головками боевой части), летающем боеприпасе, БПЛА с возможностями горизонтальной или очень пологой конечной траекторией подлета, можно ударить в ангар сбоку.
Такой режим атаки, особенно если боеголовка имеет термобарический наполнитель, имеет гораздо больше шансов на успех, поскольку таким образом создается крупномасштабный пожар, уничтожающий самолеты, вооружения, боеприпасы, хранящиеся материалы и ГСМ. После такой атаки подземный ангар, скорее всего, будет поддаваться ремонту, но может потребоваться значительная перестройка, поскольку пожары уничтожат или серьезно повредят внутреннюю обшивку, электропроводку и сантехнику, оставляя опасные остатки и неразорвавшиеся боеприпасы в полостях ангара. В кратковременном конфликте высокой интенсивности сей способ атаки сделает цель непригодной для использования на весь период конфликта.

Атака с использованием к примеру, авиабомбы GBU-57A/B, нацеленной на каждый вход в туннель сбоку вызовет ударный импульс с большим компонентом, толкающим пол туннеля вверх и, таким образом, увеличивающим растягивающую нагрузку на всю конструкцию. Железобетонное основание и навес имеет устойчивость к растягивающим нагрузкам, но она — не бесконечна, в условиях, когда нагрузка на конструкцию ангара циклическая или повторяющаяся. Атака на подземное бетонированное укрытие с двух сторон может обрушить туннель изнутри, заставив «пол прорваться в полость». Даже скромные повреждения создадут трудности, затрудняя движение самолетов по изломанному полу, из-за значительных разрушений от сколов и расслоившихся фрагментов бетона.

Надежная тактика «быстрого уничтожения» подземного ангара с высокой вероятностью обрушения полости ангара, что сделает его непригодным для использования - использование бомб типа GBU-57A/B Massive Ordnance Penetrator или аналогичного боеприпаса класса «землетрясение». В защищенном воздушном пространстве, таком как восточные секторы IADS Китая, это потребовало бы доставки (на примере ВВС США) бомбардировщиками B-2A.
Для надежного уничтожения типичного подземного ангара НОАК потребовалось бы несколько точных ударов боеприпасами GBU-57/B, по аналогии с тем, как в 40-х годах ХХ века применяли авиабомбы Tallboy и Grand Slam для разрушения подземных сооружений с осуществлением бомбардировки силами ВВС Великобритании и США. А также в более позднее время — вплоть до современности, когда для поражения цели используются стратегические бомбардировщики типа Ту-160М или американские B52 и др.

Оружие охраны и обороны подземных авиабаз и «труп врага»
В НОАК есть и мобильное оружие противодействия наземному нападению, в том числе военных, боевых и террористических групп, к примеру, система LD-2000 30-мм Gatling SPAAG

значительно усложнит поражение авиабаз НОАК, оборудованных подземными ангарами, путем уничтожения проникающих групп еще до их удара и активного действия.

LD-2000 является производной cистемой от Type 730CIWS, которая сама является китайской копией Thales Nederland Goalkeeper, с пушкой Type 730B, копией семиствольной пушки General Electric GAU-8 Avenger 30x173 мм, используемой на кораблях типа A-10 Warthog. Защитная боевая система LD-2000 на автомобильном шасси интегрирована с многоцелевой системой контроля пространства CBR для эффективного выполнения устранения внешних угроз C-RAM.

В России этой цели соответствует комплекс «Купол» 9K332 «Тор М2Э», он же SA-15D Gauntlet — по-китайской терминологии, специально разработан для отражения массированных многоцелевых атак на критически важную инфраструктуру и защиту стратегического района базирования РВСН (ракетных войск стратегического назначения шахтной и мобильной конфигурации пуска) - в качестве конкурента комплексу KBP 96K6 «Панцирь С1Э» - SA-22 SPAAGM по терминологии НОАК. Кроме того, китайские военные используют и более ранний и менее эффективный комплекс из России 9K331M1 «Тор М1».
Против управляемых планирующих боеприпасов, запущенных из воздушного пространства или с территории потенциального противника, есть у НОАК и собственные системы ПВО и наземного поражения, к примеру, HQ-7B/FM-90 Crotale C-PGM и чуть более устаревшая HQ-6D/LY-60 Aspide C-PGM, дивизионы ракетно-артиллерийского вооружения зональной обороны типов HQ-9, HQ-12/KS-1A соответственно действующих в связке с РЛС обнаружения типов TEL HQ-9 и HT-233, и с помощью российского С-300ПМУ2/СА-20 (по китайской терминологии).
Эти системы пока позиционируются эффективными, и относительно дешевыми, чем стоимость, сопоставимая с затратами на строительство хотя бы одной китайской подземной авиабазы. Но китайцы народ трудолюбивый, терпеливый и выдержанный.
Для подтверждения этому тезису уместно вспомнить китайскую поговорку «о трупе врага». Суть ее в том, что китайцы не воюют, если нет опасности для своих и собственных территорий, а спокойно сидят на берегу реки и ждут, пока по ней по течению не проплывет труп их врага.
Активная оборона аэродромов с использованием систем AAA, SPAAG и SAM является устоявшимся и перспективным аспектом доктрины обороны НОАК, отдельные дивизионы ПВО-ПРО типа HQ-7 и HQ-6D/HQ-64 с боевой задачей поражать низколетящие самолеты и крылатые ракеты в 2024 году замечены в непосредственной близости от аэродромов.
По всему видно, что генералы НОАК внимательно отслеживают боевой опыт ВС РФ по защите критической инфраструктуры на территории страны, и следуют российскому примеру в развертывании точечной обороны, с применением систем SPAAG, SPAAGM и SAM. Даже одна батарея вблизи каждого аэродрома усложняет поражение подземных ангаров, оборудованных авиабаз.
Сколько усилий требуется, чтобы вывести из боевой эксплуатации типичную авиабазу НОАК, оборудованную подземным ангаром? Разработана гипотетическая модель развития ситуации при использовании мощных планирующих и управляемых боеприпасов на примере GBU-39/B SDB и GBU-57A/B -MOP.
Для поражения ключевых объектов авиабазы требуется не менее 51 обычной авиабомбы при условии точной бомбардировки, а для поражения подземной системы ангаров — всего два управляемых снаряда большой мощности (MOP), запущенных с авианосителя. Но если боеприпасы MOP потребуют использования самолетов B-2A, ракеты меньшей мощности могут быть доставлены самолетами типов B-2A и F-22A. Для доставки необходимого количества поражающих элементов потребуется не менее семи вылетов F-22A.
Это условный расчет поражения одной китайской подземной авиабазы. 46 баз потребуют в пропорциональном количество больше авиавылетов бомбардировщиков с сопровождением истребителей. А каждый вылет – отдельно спланированная и материально обеспеченная операция с участием большого количества сил и средств. Кроме того, расчет не учитывает сопротивления ВВС и ПВО НОАК, что также является значительным противодействием атакам.
Сегодня НОАК располагает 158 оборудованными средствами наблюдения и диспетчеризации открытыми военными аэродромами, разделенными не совсем равномерно по территории страны и между укрепленными базами с подземными ангарами. Базы для укрытия самолетов посредством насыпей и капониров считаются незащищенными.
Особенности и перспективы защиты подземных баз
Подземные ангары НОАК КНР весьма устойчивы и живучи, а их защита многофакторная и поставлена на высокий уровень.
НОАК имеет большое преимущество перед США и ВС РФ в способности быстро перебрасывать боевые подразделения или передислоцировать их, если база серьезно повреждена. Количество только укрепленных в естественном ландшафте КНР баз с подземными ангарами примерно вдвое превышает количество оперативных баз, используемых США и их основными союзниками в Тихоокеанском регионе, в том числе Японией и Австралией.
С прагматической точки зрения сеть подземных авиабаз НОАК уже представляет проблему для поражения с воздуха, для поражения потребуются сотни, если не тысячи мощных ракет и управляемых авиабомб, зарезервированных для этой цели. Уже поэтому китайские подземные авиабазы являются ценным стратегическим активом страны действующего «председателя Си Цзыпина.
Меры пассивной защиты подземных ангаров, помимо использования дополнительных защитных плит, блокирующих конструкций и отклоняющих решеток на входах, включают дополнительные входы в ангар и туннели для «запасного» доступа, путем «аварийной» выемки грунта на существующих объектах. Большинство подземных ангаров НОАК используют как минимум два входа. Увеличение количества входов и туннелей доступа повышает живучесть подземных авиабаз. В данном случае вопросы выбора и избыточности, в соответствии с законом произведения Лассера, дают дополнительное преимущество в виде увеличения вместимости ангаров и добычи насыпного грунта, который используют для дальнейшего усиления мер пассивной защиты в другом месте и объекте.
Выводы
Исходя из анализа изложенного, напрашиваются несколько полезных выводов для размышления.
Как правило, подземный ангар расположен на расстоянии от 1 до 2 километров от съезда с рулежной дорожки ВПП, хотя несколько примечательных примеров показывают и бОльшие расстояния между этими объектами. Десятки аэродромов НОАК построены на подходящем расстоянии от холма, горы или возвышенной местности для строительства подземного ангара, но при отсутствии рулежных дорожек или дорог, соединяющихся с ВПП, оценены экспертами как базы без подземного ангара. Эти «базы» не вошли в число идентифицированных и описанных. Но есть нюансы.
Во-первых, это могут быть склады оборудования и вооружений, в том числе для ВВС НОАК, а во-вторых, не исключено, что такие базы могут быть оборудованы подземным ангаром в будущем.
Количество имеющихся на вооружении ВВС НОАК более 1700 боевых самолетов, возможно, больше, но вместимость подземных хранилищ, уже эксплуатируемых, превышает общее количество современных боевых самолетов, что дает НОАК возможность защищать ВВС во время крупного конфликта, когда противоборствующие самолеты будут стремиться атаковать авиабазы НОАК.
Однако схемы развертывания в мирное время не обязательно отражают предполагаемые схемы развертывания во время конфликта или в период, непосредственно предшествующий конфликту. Несмотря на отправленный автором и корректный информационный запрос, НОАК не поделилась своими мыслями об использовании военных баз и подземных укреплений разного назначения в боевых действиях и вряд ли сделает это в обозримом будущем.
Подземные авиабазы и укрытия для самолетов, несомненно, уже имеют долгосрочное влияние как один из национальных и стратегических активов КНР.
Сеть из подземных авиабаз НОАК обеспечивает уникальную и превосходную возможность противостоять крупномасштабной противовоздушной кампании. В статье мы рассмотрели лишь элемент «бетонированной обороны» КНР, в то время как в других подземных укрытиях хранятся не только самолеты НОАК, но и другие боевые средства для военной инфраструктуры, в том числе так организованы командные пункты, узлы связи, базы хранения танков и артиллерийского парка. Для поражения китайских бетонированных укрытий, чтобы навсегда сделать их непригодными для использования, потребуются значительные и комплексные усилия с проникающими боеприпасами большой массы.
Вместимость ангаров подземных баз составляет порядка не менее 1700 боевых самолетов, возможно, больше. Эта вместимость превышает общее количество современных боевых самолетов, которые в настоящее время эксплуатируются НОАК. Поскольку действия персоналах на базах (внутри) скрыты, исключаются привычные способы наблюдения с помощью орбитальных, воздушных или наземных средств разведки и наблюдения. Так обеспечивают неотъемлемую возможность проведения скрытой подготовки к боевым операциям, будь то во время конфликта или в период, непосредственно предшествующий конфликту.
Современный военный авиафлот должен сочетать живучесть, необходимую для многократного проникновения через ПВО противника с возможностью доставки средств боевого поражения.
Китайские бетонированные укрытия в среде с естественным ландшафтом местности и совершенствующиеся теперь, помогут предотвратить быстрое «боевое истощение» в условиях локального или массового военного конфликта, будут способствовать победы в нем. В этом смысле опыт рассмотренных китайских бетонированных укрытий может помощь в переосмыслении отечественной фортификационной и военно-строительной мысли.
В стратегическом плане инфраструктура подземных авиабаз НОАК обеспечивает возможность лишить в настоящее время даже Соединенные Штаты возможности нанести массированный ранний ущерб флоту боевых самолетов НОАК, пока находятся на земле. Это вынудит любого противника, включая Соединенные Штаты, вступить в затяжную воздушную войну на истощение, прежде чем флоту боевых самолетов НОАК будут нанесены решающие потери.
Источник: Sean O'Connor, Carlo Kopp. Assessing PLA Underground Air Basing Capability (Оценка возможностей подземного базирования ВВС НОАК). URL: https://www.ausairpower.net/APA-2011-01.html







