Бизнес постоянно сталкивается с разными потоками информации. О политической ситуации, законах, рыночной конъюнктуре, конкурентах, потребителях и т. д. Если вы занимаетесь бизнесом, то неизбежно будете с этим сталкиваться. Однако вам нужно научиться выделять что‑то ценное и нужное из потока информации, а лишний информационный шум игнорировать.
Как бизнесу бороться с информационным шумом?
Это достаточно сложная задача. Но её нельзя назвать новой. Бизнес всегда функционировал в условиях риска и высокой неопределённости. Большие потоки информации усугубляют эту неопределённость.
Ещё до развития интернета и социальных сетей бизнес обучался работе с информацией. В частности, этому посвящены целые разделы в работах по стратегическому менеджменту: как минимизировать риски в условиях высокой неопределённости, строить планирование и прогнозирование, работать с контрагентами, информировать потребителей о товарах и услугах.
Но, разумеется, с развитием интернета потоков информации стало больше. Обновление новостей может происходить практически ежеминутно. А социальные сети полны противоречивых комментариев и дезинформации.
Вероятно, этим вопросом должны заниматься и специалисты по риск-менеджменту. Ошибочная или заведомо ложная информация может угрожать бизнесу большими финансовыми и репутационными негативными последствиями.
Кроме того, неправильно построенная работа с информацией может привести к увеличению затрат для бизнеса. Например, может быть принято крайне ошибочное бизнес-решение, которое приведет к затратам, препятствющие не только развитию, но и просто функционированию предприятия.
Не стоит пренебрегать и услугами профессиональных политических консультантов, опытных юристов, специалистов по общественному мнению. Которые могут подсказать, какая информация может соответствовать действительности, а какая наверняка вводит в заблуждение.
Для работы с информацией может быть полезен и SWOT-анализ.
Данный метод позволяет работать с важнейшими факторами внутренней и внешней предпринимательской среды, в том числе с информационными потоками. Например, фактором внешней среды является законодательство. Когда появляются новые законы, то бизнесу нужно получить их непротиворечивое толкование, чтобы знать, в какой правовой среде он дальше будет функционировать.
Разумеется, менеджмент, маркетинг и политология могут предложить другие способы работы с информационным пространством. Руководители могут подобрать для себя оптимальные варианты, подходящие именно их бизнесу.
Потребители могут сталкиваться с разной информацией, например, о будущих ценах на те или иные товары. В частности, если потребителям сообщат, что могут вырасти цены на какие-то жизненно важные товары, то может возникнуть ажиотаж, который не наилучшим образом повлияет на функционирование рынка.
Следует более осторожно относиться к информации и о том, что какой-то продукт может исчезнуть из продажи. Обычно это манипулятивная информация, психологический прием. Рыночная экономика умеет подстраиваться под разные условия, поэтому какие-то важные товары вряд ли исчезнут с полок. Но даже если это произойдет, то бизнес всегда найдет какие-нибудь аналоги. Это большое преимущество рыночной экономики, что она обладает определённой гибкостью.
В задачи бизнеса (заинтересованного в стабильности рынка) и государства входит тщательное информирование потребителей о рыночной ситуации.
Однако следует иметь в виду, что на рынке часто действует эффект толпы. Отдельные потребители могут сохранить критическое мышление, но в целом это вряд ли остановит испуганную толпу. Таких примеров в истории, в частности, недавней, достаточно. Поэтому информационная политика должна тщательно проверяться. Всем государственным структурам следует тщательно выверять свою информационную политику, а также меры по противодействию дезинформации во избежание ажиотажа или эффекта толпы.
Но может быть и другая проблема. Люди могут испугаться каких-нибудь новостей и максимально сократить потребление. То есть перейти в режим жёсткой экономии. Это может быть серьёзным ударом по спросу, а значит и по бизнесу (а значит, и от поступлений от косвенных налогов). Это может также потребовать определённых мер реагирования.
Как гражданам бороться с информационным шумом?
Для граждан (независимо от их сферы деятельности) можно дать следующие советы. Независимо от того, чем мы занимаемся, являемся ли мы владельцами бизнеса, наёмными работниками, нам нужно иметь и личные навыки поддержки информационной гигиены.
- Необходимо получать информацию из надёжных источников. Это означает, что вам нужно читать новости уважаемых газет и журналов, а также получать информацию от экспертов в своей области.
- Важно быть осторожным, когда вы изучаете информацию, распространяющуюся в социальных сетях. Социальные сети помогают оставаться в курсе последних событий, но могут быть источником дезинформации. Не нужно сначала доверять всему, что вы видите.
- Не бойтесь задавать вопросы. Если вы не уверены в информации, которую вы видите или слышите, нужно смело уточнять её характер и содержание у специалистов. Это хороший способ узнать больше о теме, а также убедитесь, что вы получаете точную информацию.
- Поддерживайте критическое мышление. Используйте полученную информацию сознательно. Старайтесь быть не просто потребителями информации, которую кто создал, а учитесь подходить к ней с экспертной точки зрения.
Однако, невзирая на все риски, нет смысла закрываться от новой информации. Новая информация может быть полезна. Она может помочь вам взглянуть на ту или иную ситуацию с другой стороны. Благодаря ей вы можете изменить или уточнить свои взгляды на лучшую и более качественную сторону.
Но, как гражданам, нам нужно всегда помнить, что информационный шум также может представлять опасность для политической стабильности.
Не только для рынков, бизнеса, потребителей. Но и вообще для всех нас как граждан. Он может использоваться для манипулирования людьми и подрыва доверия к власти. Например, может активно распространяться ошибочная информация о намерениях властей сделать тот или иной шаг, принять то или иное политическое решение. Нам не следует воспринимать эту информацию всерьёз, если у нас нет достаточного количества фактов об источнике этой информации. Имеет смысл неоднократно проверить все, убедиться в достоверности информации, а потом делать какие-то выводы.