Новогодние и рождественские праздники — совершенно особая пора в рекламном мире, по крайней мере, в христианских странах.
Где-то за месяц до католического Рождества в странах Западной Европы, в Северной Америке и в Австралии, а в России — за несколько недель до Нового года практически одновременно появляется огромное количество трогательной, эмоциональной, «снежной» и «слёзовыжимательной» рекламы с элементами сказки и волшебства.
Какие произведения новогоднего и рождественского рекламного искусства можно отметить? Что представляет собой лучшая новогодняя реклама в России и в мире?
Лучшая новогодняя реклама: с чего всё началось, или почему Санта Клаус носит красно-белый костюм
Рождественская (в англоязычном мире Новый год не является таким значимым праздником, как у нас, там гораздо большее значение имеет католическое Рождество) реклама брендов имеет многолетнюю историю. В виде плакатов, открыток и украшений торговых точек она существовала ещё в конце XIX века, в том числе, и в царской России.
Уже более ста лет одним из флагманов новогодней и рождественской рекламы в США и странах Западной Европы является компания Coca-Cola. Первая «кока-кольная», рождественская реклама появилась ещё в 1920 году для того, чтобы стимулировать зимние продажи этого напитка.
Интересно, что именно с подачи компании Coca-Cola главный мифологический рождественский персонаж англоязычного мира Санта Клаус стал ассоциироваться в массовом сознании с одеждой в фирменных цветах этого бренда.
В начале прошлого века и ранее Санта изображался, прежде всего, в зелёном костюме (фото 1), но Coca-Cola успешно переодела его в красно-белую униформу. Первый рекламный постер с Санта Клаусом в красно-белом костюме был создан в 1931 году американским художником Хэддоном Сандбломом (фото 2).
Выпускали рождественскую рекламу в первой половине прошлого века и другие знаменитые бренды (например, Campbell’s Soup, фото 3), но, пожалуй, именно Coca-Cola создала тогда самый запоминающийся и существующий и поныне рекламный образ этого праздника.
До сих пор на всех рождественских мероприятиях и в торговых центрах США, Западной Европы и Австралии Санта Клаус предстаёт в одежде цвета Coca-Cola. В таком же образе Санта появляется не только в новогодней рекламе Кока-Колы, но и в рекламе других брендов.
В советские времена, когда Новый год стал массовым праздником, тоже существовало какое-то подобие новогодней рекламы, которая призывала отмечать этот праздник в том или ином заведении (фото 4). Хотя Новый год тогда и по сей день воспринимается как домашний праздник, когда встречаются с родственниками и друзьями, веселятся и играют в игры.
Даже во время страшной Великой Отечественной войны люди находили силы поздравлять друг друга новогодними открытками и плакатами.
С тех пор прошла целая эпоха, и сейчас в рождественских и новогодних рекламных кампаниях участвуют практически все значимые (и не очень значимые) бренды, и главным инструментом этого вида маркетинговой активности являются, конечно же, новогодние рекламные видеоролики.
Некоторые компании достигли такого мастерства в создании рождественской рекламы, что сделали её практически своей главной визитной карточкой. Ежегодно их рождественские ролики смотрят миллионы людей по всему миру, даже там, где эти компании не работают в силу своей специфики.
Вспомним выдающуюся рождественскую рекламу прошлых лет, и отметим ту, что появилась в 2021 году. В англоязычном мире она называется Christmas Advert или Christmas Ad (от английского слова advertising - реклама).
Лучшая новогодняя и рождественская реклама: рождественские ролики британской сети универмагов John Lewis
Вот уже более десяти лет создаёт рождественские рекламные шедевры британская сеть универмагов John Lewis. Именно благодаря рождественской рекламе этот ритейлер, основной бизнес которого сосредоточен в Великобритании, прославился на весь мир.
Ролики John Lewis — это не просто реклама, а настоящие мини-фильмы, понятные без перевода, в которых акцент делается на эмоциях, а не на продаже чего-либо кому-либо. Они получают награды на престижных фестивалях рекламы и собирают множество миллионов просмотров в видеохостингах. Именно сеть John Lewis одной из первых в мире стала снимать к Рождеству «слёзовыжимательные» видео, и впоследствии её примеру последовали и многие другие бренды.
Вот, например, какую трогательную рекламу под названием Man on the Moon о девочке, увидевшей в телескоп человека на Луне John Lewis выпустил в 2015 году.
Годом ранее, в 2014 году, британский ритейлер представил рождественский ролик Monty The Penguin («Пингвин Монти») - историю об одиноком мальчике и его воображаемом друге-пингвине с кавер-версией песни Джона Леннона Real Love, который получил Гран-При в категории Film Craft на фестивале «Каннские Львы».
К Рождеству 2021 года компания выпустила очередной трогательный ролик о встрече мальчика с инопланетным существом, которому он рассказывает о традициях празднования Рождества на планете Земля под кавер-версию песни британского певца Филипа Оуки Together in Electric Dreams.
Наверняка, этот ролик тоже войдёт в число лучших рождественских видео в 2021 году.
Ещё одно дополнительное рождественское видео John Lewis в 2021 году посвящено проблеме одиночества пожилых людей
Лучшая новогодняя и рождественская реклама: Edeka - Homecoming, или время вернуться домой
Далеко за пределами Германии прославила сеть немецких супермаркетов Edeka рождественская реклама под названием Нeimkommen (в англоязычной интерпретации — Homecoming) и слоганом «Время вернуться домой», созданная в 2015 году.
История о старике, сумевшем собрать на Рождество своих родственников, только с помощью инсценировки своей смерти, действительно, получилась очень трогательной «слёзовыжималкой».
Антивоенная рождественская реклама сети Sainsbury's
В 2014 году британская сеть Sainsbury's выпустила в качестве рождественского ролика основанный на реальных событиях антивоенный мини-фильм о том, как в 1914 году во время Первой мировой войны солдаты противоборствующих армий в Рождество вышли их окопов, пожали друг другу руки, поиграли в футбол и даже обменялись подарками. Получилось очень кинематографично.
Лучшая новогодняя и рождественская реклама: спутница Санта Клауса, пара плюшевых медведей в аэропорту Хитроу и семейное музицирование на барабанах
Если у российского Деда Мороза давно появилась помощница Снегурочка, то у Санта Клауса такой мифологической спутницы до сих пор нет. Этот недостаток решил исправить в 2016 году британский ритейлер и производитель одежды Marks & Spencer, представивший в своём рождественском ролике Christmas with love from Mrs Claus (Рождество с любовью от миссис Клаус) жену Санты, миссис Клаус.
В этом ролике, снятом обладателем «Оскара» за фильм «Король говорит!» Томом Хупером, миссис Клаус показывается очень крутой дамой, которая, в то время как её муж передвигается на оленьей упряжке, отправляется передать подарок для сестры маленького мальчика на собственном вертолёте.
Трогательную рождественскую рекламу про парочку плюшевых медведей, возвращающихся домой к своей семье под названием Come Home for Christmas (Приезжайте домой на Рождество) снял в 2016 году лондонский аэропорт Хитроу.
Энергичный, драйвовый, музыкальный ролик под названием The Book of Dreams (Книга желаний) о том, какие подарки можно дарить детям на Рождество представила в 2019 году британская розничная сеть Agros.
В 2020 году австралийская сеть супермаркетов Myer тоже выпустила весёлый, музыкальный певучий ролик под названием Bigger than Christmas (Больше, чем Рождество) со множеством забавных кадров.
Интересно отметить, что в основном шедевральные рождественские ролики в англоязычном мире создают розничные сети (видимо, чтобы напомнить о себе накануне долгих праздников). Не пора ли и отечественным ритейлерам снять к новогодним и рождественским торжествам что-то столь же яркое и запоминающееся?
Лучшая новогодняя и рождественская реклама: парад рождественской рекламы в 2021 году
Помимо уже упоминавшегося ролика John Lewis, к Рождеству 2021 года вышло и немало другой интересной рекламы. Как и в прошлогодней рождественской рекламе, не обошлось без актуальной темы пандемии. На этот раз к ней добавилась тема QR-кодов и ковидных приложений, обеспечивающих доступ на важные события.
Например, британская торговая сеть Tesco cняла весёлый ролик под названием Nothing Stopping Us (Ничто не остановит нас), в котором предполагается, что Санта Клаус может в этом году не приехать к отмечающим Рождество из-за карантина, но тот, воспользовавшись в аэропорту смартфоном с QR-кодом не даёт себя остановить под песню Don’t Stop Me Now группы Queen.
Не менее весёлый и «снежный» ролик получился к Рождеству у спортивного бренда Sports Direct, в котором звёзды британского спорта играют в снежки под исполняемую на балалайке стилизованную русскую мелодию, напоминающую песню «Коробейники».
Крупнейший в мире маркетплейс Amazon снял к Рождеству видео под слоганом «Доброта - величайший дар» с композицией певицы Адель и темой одиночества в большом городе.
Сеть ресторанов «Макдональдс» на этот раз представила трогательную историю про девочку и её воображаемого друга Игги под кавер-версию Time after time Синди Лопер.
Похожую рекламу про девочку и её друга-снеговика представила к Рождеству и компания Apple. Это трёхминутное видео под названием Saving Simon (Спасение Саймона), о том, как девочка целый год хранит в морозильнике снеговика в ожидании следующего Рождества под песню Валери Джун You and I.
Два красивых рекламных ролика представили к Рождеству 2021 года британские розничные сети Sainsbury’s и Asda. Первая выпустила видео с застывшим мгновением праздника под кавер-версию джазового стандарта At last.
А вторая — видео, в котором все герои передвигаются исключительно на коньках под «Болеро» Равеля.
Французский дом Сartier снял к Рождеству 2021 году яркую, певучую рекламу под слоганом Love is All (Любовь - это всё) с обилием всевозможных знаменитостей (в том числе, с Моникой Беллуччи).
Лучшая новогодняя реклама России
Вдохновляющие ролики Ferrero Rocher
В России основная масса рекламы, появляющейся в конце года, посвящена не Рождеству, а Новом году. Если в Европе одним из главных создателей необычной рождественской рекламы можно назвать сеть John Lewis, то в в нашей стране вот уже несколько лет подряд оригинальные мини-фильмы с вдохновляющим посланиями к Новому году создаёт компания Ferrero Rocher Россия.
В 2016 году эта компания выпустила к Новому году видео о смотрителе маяка под названием «Награждайте тех, кто не ищет наград», который был признан лучшим роликом года. Подобную новогоднюю рекламу до Ferrero Rocher в России практически никто не делал.
В 2017 году бренд выпустил сразу три вдохновляющих новогодних мини-фильма под слоганом «Дарите тем, кто стал подарком для вас» : «Боевой товарищ»:
Муза:
И Учитель:
В 2018 году компания представила эмоциональное видео о новом музыканте в оркестре:
А в 2019 — ролик «Посылка» под слоганом «Цените тех, кто стал опорой для вас»:
В 2020 году Ferrero Rocher Россия выпустила новогодний ролик «Пекарня» о девушке-пекаре, которая решает выразить признательность тем, кто помог выжить её бизнесу в сложный год пандемии.
В этом году компания создала к Новому году мини-фильм «Другое небо» под слоганом «Тем, кто помог взять новую высоту» о том, как девушка стала командиром воздушного судна в гражданской авиации:
Среди новогодней рекламы сезона 2021-2022 этот ролик тоже, наверняка, будет признан одним из лучших.
Лучшая новогодняя реклама в России: новогодняя реклама ИКЕА и Сбера
Можно отметить и другие русские новогодние рекламы. Например, серьёзные новогодние ролики выпускает в нашей стране компания ИКЕА Россия.
В прошлом году это был социальный, фантастический ролик (практически фильм ужасов) о чрезмерном потреблении в праздники, и о том, что однажды природа может вернуть нам то, чтобы мы выбрасываем в эти дни.
В этом году ИКЕА Россия представила ролик под слоганом «Иногда надо уйти, чтобы стать ближе» о том, как могут найти взаимопонимание представители разных поколений, проживающие совместно.
Запоминающиеся новогодние ролики снимает также Сбер. Особенно яркими получились видео про Жоржа Милославского из фильма «Иван Васильевич меняет профессию», попадающего в 2020 год:
И ролик «Новогодний Жорж. Продолжение следует»:
Конечно, лишь единичные новогодние и рождественские ролики на долгие годы остаются в истории рекламного искусства. Большая часть такой рекламы просто пытается нам что-то продать и представить в выгодном свете. Но, как показал этот обзор, в лучшем новогоднем и рождественском видео эмоций и историй больше, чем прямой рекламы, а бренды демонстрируются лишь ненавязчиво и фоном.