В постсоветские десятилетия в условиях отсутствия в обществе официально принятой идеологии, а в системе образования — заданных ценностных ориентиров воспитательной работы возникла проблема широкого распространения деструктивной массовой культуры, пропагандирующей антиценности. При этом у государства до недавнего времени не было достаточных инструментов, чтобы противодействовать этому явлению.
Сегодня ситуация в духовной сфере изменилась к лучшему в связи с утверждением Указом Президента РФ от 09,11,2022 №809 Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Вместе с тем практическая реализация данного указа требует уточнения ключевых направлений деятельности и методической проработки соответствующих мер.
Задача укрепления духовной безопасности российской молодёжи может быть реализована по двум магистральным направлениям.
Первое направление — это противодействие деструктивным формам, тиражируемым массовой культурой, которое должно включать в себя, прежде всего, обучение целевых групп навыкам распознавать деструктивность культурных продуктов по заданной методике, а также антисектантскую деятельность, борьбу со сквернословием, отслеживание имитационных практик в сферах образования, культуры и молодёжной политики. Помимо культурных продуктов: мультфильмов, кино, телепередач и т. д., важно уметь вовремя увидеть деструктивность в насаждаемых способах одеваться, питаться, лечиться, учиться, проводить свободное время. Все это не что иное, как просветительская деятельность, которая пользовалась популярностью в советское время, но в 1990-е гг. была свёрнута. Отсюда актуальной на данной момент задачей является возрождение просвещения.
Второе направление — это налаживание созидательной деятельности. Речь идет о стимулировании развития научно-технического и художественного детского и молодёжного творчества. Необходимо содействие органам публичной власти и их учреждениям в деле разработки концепций воспитания и/или укрепления духовной безопасности. Также необходимо стимулировать творческих деятелей к созданию позитивных культурных продуктов, опираться на передовой опыт работы образовательных учреждений (в частности, образовательные и здоровьесберегающие технологии в рамках земского образования), создавать новые и раскручивать действующие позитивные группы в социальных сетях. Детей следует не просто ограждать от дурных влияний, но и давать возможности выхода позитивной творческой энергии. В этом плане перспективным представляется развитие ряда направлений детского и молодёжного творчества, которые комплексно формируют профессиональные навыки и обеспечивают гармоничное развитие личности. Среди таких направлений мы выделяем
- составление видеообзоров (умение составлять сценарий, подбирать видеоряд, работать со звуком);
- мультипликацию (умение сочинять сюжет, мастерить декорации, создавать образы героев, фотографировать, подбирать музыкальное сопровождение, обрабатывать отснятый материал).
Именно определённость и общепризнанность критериев отнесения медиаконтента к деструктиву, с одной стороны, и содержания традиционных духовно-нравственных ценностей через творческие образы и образцы, с другой, являются столпами духовной безопасности.







