Правительство РФ утвердило предложение банка ВТБ о создании проектного офиса по развитию международного транспортного коридора «Север-Юг». Об этом говорится в соответствующем распоряжении, размещенном на сайте правовой информации. «Согласиться с предложениями банка ВТБ об осуществлении подготовки предложений по развитию международного транспортного коридора "Север – Юг" (коридор "Север — Юг") создаваемым банком ВТБ (публичное акционерное общество) юридическим лицом (далее - проектный офис по развитию коридора "Север – Юг" банка ВТБ (публичное акционерное общество) и обеспечении проектным офисом по развитию коридора "Север — Юг" банка ВТБ (публичное акционерное общество)», — говорится в документе. При этом финансирование проекта банка будет осуществлять за счет собственных средств ВТБ (Источник: ТАСС).
Эксперт Поволжского института управления имени П.А. Столыпина РАНХиГС, доктор экономических наук, профессор Александр Фоменко отмечает: «Развитие транспортной сети является важнейшей задачей для любого государства. Для России, с учётом её уникальных размеров, вопрос транспортного обеспечения имеет критическое значение. Развитие транспортной сети решает целый ряд задач. Политические задачи – объединяет регионы огромной страны в единое целое. Экономические задачи – развитие транспортной инфраструктуры – важный драйвер развития всех отраслей экономики, во-первых, за счёт повышения эффективности логистики и, как следствие, повышение эффективности управления операционными процессами на предприятиях, во-вторых, развитая логистическая инфраструктура региона существенно повышает его инвестиционную привлекательность, в-третьих, развитие транспортной сети – это заказы и работа для российских предприятий. Социальные задачи – повышается мобильность населения, что влияет на внутренние туристические потоки, доступность образования, возможность поиска интересной работы и так далее. В целом развитие транспортной сети государства – задача обеспечения его национальной безопасности. Особенно наглядно проявляются все эти задачи на примере мегатранспортных сетей – Международных транспортных коридоров (МТК). Ярким примером этого является МТК "Север-Юг".
В условиях ориентации российской экономики на Запад и, в первую очередь, на европейские рынки, МТК "Север-Юг" длительное время не являлся приоритетным направлением развития, характеризуясь незначительными, по сравнению с семидесятыми – восьмидесятыми годами XX века, объёмами транспортных потоков, что негативно сказывалось на реализации потенциала регионов, через которые проходит МТК "Север-Юг". С изменением геополитического положения России, когда западные транспортные коридоры, по сути, оказались закрыты, а Восточное и Азово-Черноморское направления в этих условиях – перегружены, МТК "Север-Юг", обеспечивающий связь с такими партнёрами России в международных отношениях, как Иран, Турция, Индия, ОАЭ, стал наиболее перспективным направлением. Ещё в ноябре 2020 года в информационно-аналитическом обзоре Eurasian Rail Alliance Index "Международные транспортные коридоры на евразийском пространстве: развитие меридиональных маршрутов" отмечалось: "МТК "Север-Юг" на данный момент представляет собой набор различных логистически не связанных между собой маршрутов, объединенных под общей вывеской МТК "Север-Юг".
В настоящее время ситуация изменилась и продолжает меняться – только в первом квартале 2023 года рост грузооборота, по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, составил больше 170%. Происходит значительное расширение пропускной способности южных пограничных переходов. Модернизируются и расширяются отдельные участки автомобильных дорог в рамках данного транспортного коридора. Развивается инфраструктура железнодорожного транспорта.
Однако, с учётом того, что МТК "Север-Юг" обосновано прочат стратегическое значение для российской внешней и внутренней логистики, потенциал данного коридора не раскрыт. Объём перевозок по МТК за 2022 год более чем на порядок ниже, чем по конкурирующему с ним Азовско-Черноморскому транспортному коридору. Требуются инвестиции в модернизацию всех трёх основных маршрутов транспортного коридора "Север-Юг". И, что немаловажно, требуется координация и согласованность в развитии отдельных элементов и секторов МТК, поскольку концентрация внимания на отдельных участках, при сохранении "узких мест" в рамках всего маршрута, мало что изменит. Также необходима координация всех видов транспорта, задействованного в функционировании данного МТК. В отличие от Восточного коридора, Арктического маршрута, Северного морского пути и других транспортных коридоров, "Север – Юг" является ярко выраженным мультимодальным транспортным коридором.
Таким образом, представляется, что предложение банка ВТБ о создании проектного офиса по развитию международного транспортного коридора "Север-Юг", конечно, не решит всех проблем, но является очень важным шагом к формированию единой структуры данного транспортного коридора, повышению эффективности координации и взаимодействия как в развитии самого транспортного коридора, так и в управлении транспортными потоками. Однако данный проектный офис направлен исключительно на железнодорожный транспорт, что, с учётом мультимодального характера транспортных потоков и отсутствия координации с развитием других видов транспортного сообщения в рамках МТК "Север-Юг", может негативно сказаться на реализации его потенциала.
Как уже неоднократно отмечалось, Саратовский регион является одним из ключевых узлов МТК "Север-Юг", что, учитывая рост интереса к мультимодальным перевозкам, с одной стороны, и наличия в Саратовском регионе инфраструктуры автомобильного, железнодорожного, водного (речного) и авиационного транспорта, открывает возможности формирования логистического хаба, сети распределительных логистических центров и производственно-логистических комплексов. В настоящее время уже можно наблюдать повышение интереса инвесторов к созданию в Саратовской области современных распределительных центров и производственно- логистических комплексов, однако, как и в случае с МТК "Север-Юг" в целом, имеющийся потенциал региона значительно больше реализуемого».
Источник фото: ru.freepik.com