В первом чтении Государственной Думой РФ был одобрен новый законопроект, регулирующий закупочную деятельность некоммерческого сектора. Инициатива правительства затронет порядка 580 организаций, включая общественно полезные фонды и автономные НКО, созданные государством. Согласно документу, эти структуры должны будут осуществлять закупки в соответствии с 223-ФЗ, который регламентирует деятельность государственных компаний в сфере закупок. Законопроект направлен на поддержку отечественных производителей и поставщиков услуг, а также на расширение возможностей для малых и средних предприятий. Особое внимание уделяется блокировке доступа иностранных агентов к закупочным процедурам и обеспечению максимальной открытости всех операций.
Новые правила направлены на создание единых стандартов закупочных процедур и расширение возможностей для представителей малого и среднего бизнеса. Законопроект также вводит механизмы по предупреждению конфликтных ситуаций в сфере интересов участников закупок. Важным нововведением станет запрет на участие в закупочных процедурах АНО и общественно полезных фондов для иноагентов, при этом преимущество будет отдаваться продукции и услугам отечественного производства.
Новый законопроект, принятый в первом чтении, существенно меняет правила игры для организаций с государственным участием. До 2027 года 580 организаций, включая 227 общественно полезных фондов и 353 АНО, должны будут адаптироваться к новым требованиям. Данные о количестве затронутых организаций получены из ЕГРЮЛ.
На данный момент информация о закупках таких организаций практически недоступна общественности, за редким исключением сделок с государственными заказчиками. Ситуация кардинально изменится: помимо защитных мер для отечественных производителей, закон обяжет все подобные структуры сделать свои закупки полностью прозрачными. Каждая организация должна будет разработать собственное положение о закупках и опубликовать его в ЕИС не позднее 1 апреля 2027 года.
С 2025 года вступают в силу положения 223-ФЗ, предоставляющие преференции отечественным товарам, услугам и работам. Дочерние компании, где государственные и муниципальные унитарные предприятия владеют суммарно более половиной уставного капитала, теперь подпадают под действие этого закона. Если организации не уложатся в установленные сроки, им придётся действовать в рамках более строгого законодательства о государственных закупках (44-ФЗ). Важно отметить, что данные изменения не затрагивают деятельность благотворительных и частных фондов, поскольку их учредителями не могут выступать Российская Федерация, региональные власти или муниципальные образования.
«На фоне военной операции и санкционного давления российские власти пересмотрели правила госзакупок. Новые поправки в законодательство, вступившие в силу в 2024 году, позволили обойти прежние международные ограничения. Если раньше требовалось обеспечивать равные условия для всех поставщиков, независимо от их происхождения, то теперь появилась возможность оказывать поддержку отечественным компаниям. Особенно это касается некоммерческого сектора, где 223-ФЗ теперь допускает исключения из правил равного доступа к закупкам для иностранных и местных участников. Такой протекционистский подход стал ответом на изменившуюся геополитическую ситуацию», — комментирует Мухорьянова Оксана, доцент Ставропольского филиала Президентской Академии.