24 октября в Министерстве транспорта России прошла торжественная церемония вручения наград, приуроченная к двум отраслевым праздникам — Дню работников дорожного хозяйства и наступающему Дню работника автомобильного и городского пассажирского транспорта (30 октября). Министр транспорта Андрей Никитин в ходе мероприятия отмечал значимость инноваций в развитии отрасли и большие заслуги ряда награжденных в разработке и внедрении инновационных технологий в отрасли.
Глобализация экономики и растущие требования потребителей заставляют транспортные компании повсеместно искать пути повышения эффективности, гибкости и прозрачности своих операций. Ключевым полем для такой трансформации стало управление цепями поставок (УЦП). Современные цифровые инструменты революционизируют эту область, преодолевая ограничения традиционных, линейных моделей. Синергетический эффект, создающий основу для «умных», взаимосвязанных и автономных цепочек поставок будущего, обеспечивает фундаментальный сдвиг: традиционная цепь поставок, представляющая собой последовательную линейную модель «поставщик-производитель-дистрибьютор-потребитель», уступает место цифровой экосистеме. В этой экосистеме все участники связаны в единое информационное пространство, что позволяет осуществлять обмен данными в реальном времени. Такой подход позволяет отказаться от реактивного управления, основанного на реакции на уже произошедшие события (например, срыв поставок или резкий скачок спроса), в пользу проактивного и даже предиктивного управления. Компании получают возможность прогнозировать disruptions (сбои) и заранее оптимизировать свои процессы, минимизируя риски и издержки.
Кратко проанализируем ряд ключевых технологий, формирующих каркас цифрового УЦП:
1. Интернет вещей (IoT) - краеугольный камень для сбора данных. Датчики, устанавливаемые на оборудование, транспортные средства, товары и даже на складские стеллажи, предоставляют непрерывный поток информации о местоположении, состоянии, температуре, влажности и использовании активов. Это позволяет не только отслеживать грузы в режиме реального времени, но и переходить к предиктивному обслуживанию оборудования, когда датчики предупреждают о возможной поломке до её наступления, предотвращая простои.
2. Большие данные и Аналитика (Big Data & Analytics): Сам по себе сбор данных бесполезен без мощных аналитических инструментов. Именно аналитика больших данных превращает сырые данные, получаемые от IoT-устройств и других источников (например, соцсетей, рыночной аналитики), в ценную информацию для принятия решений. С помощью алгоритмов машинного обучения компании могут прогнозировать спрос, оптимизировать уровни складских запасов, выявлять неэффективные звенья в цепи и моделировать последствия тех или иных решений.
3. Блокчейн - технология, обеспечивающую доверие и безопасность в цифровой экосистеме. Его ключевая роль — создание неизменяемого, распределенного реестра всех транзакций и перемещений товаров. Это решает извечные проблемы цепочек поставок: борьбу с контрафактной продукцией, обеспечение подлинности и происхождения товаров (прослеживаемость), а также значительно ускоряет и упрощает документооборот между множеством участников, которые не всегда доверяют друг другу.
4. Искусственный интеллект (ИИ) и машинное обучение. ИИ - «мозг» цифровой цепочки поставок. Алгоритмы ИИ обрабатывают данные из аналитики и принимают или предлагают оптимальные решения. Это, например, автоматическая маршрутизация транспорта с учётом пробок и погодных условий, динамическое ценообразование, управление рисками и даже автономное управление складскими роботами.
Практические выгоды от цифровизации УЦП:
• Повышение прозрачности. Все участники цепи видят одно информационное поле.
• Снижение затрат. За счёт оптимизации запасов, логистических маршрутов и предотвращения простоев.
• Увеличение гибкости и устойчивости. Цепочка становится способной быстро адаптироваться к изменениям на рынке.
• Повышение удовлетворённости клиентов. За счёт точного выполнения заказов и предоставления полной информации о продукте.
Следует отметить серьёзные вызовы цифровизации УЦП: высокую стоимость внедрения, необходимость разработки новых стандартов, проблему кибербезопасности и острую нехватку квалифицированных кадров, способных работать с новыми технологиями.
Таким образом, цифровая трансформация цепей поставок — это не временный тренд, а стратегическая необходимость для компаний, стремящихся сохранить конкурентоспособность в XXI веке. Отдельные технологии, такие как IoT, блокчейн и ИИ, мощны сами по себе, но их настоящая сила раскрывается в интеграции, когда они дополняют и усиливают друг друга. Будущее УЦП лежит в создании самообучающихся, автономных и адаптивных сетей, которые смогут эффективно функционировать в условиях растущей неопределённости глобального рынка. Инвестиции в цифровые технологии сегодня — это инвестиции в стабильность и прибыльность бизнеса завтра.
Материал подготовлен профессором кафедры «Государственное и муниципальное управление» Факультета «Высшая школа управления» Финансового университета при Правительстве РФ, д.э.н. Шедько Юрием Николаевичем.







