Дед Мороз
История доброго дедушки в красной шубе корнями уходит в мифологию древних славян: его прототипом стал языческий дух или бог зимней стужи и холода. Он носил разные имена: Мороз, Трескун, Карачун и Студенец. Этот персонаж был символом трудностей, с которыми сталкивались наши предки в холодное время года, его представляли седым дедом с бородой, который способен управлять погодой и приносить с собой морозы. Древние славяне возводили ему идолов и приносили жертвоприношения в попытках смягчить суровый нрав Мороза.
Спустя века образ Студенца нашёл отражение в литературе. Владимир Одоевский в своём сборнике: «Сказки дедушки Иринея» (1833 год) опубликовал сказку: «Мороз Иванович», где знакомый персонаж только начинал принимать привычные нам черты. Главным отличием было: дети сами приходили к дедушке за наградой или наказанием, в зависимости от своих поступков.
Примерно в это же время в Российской империи начали перенимать европейские традиции празднования Рождества. В продаже появились ёлки и открытки с изображением Санта-Клауса, который был не знаком жителям нашей страны. Таким образом, западные и отечественные мифологические образы начали постепенно сливаться и появился «рождественский дед», который приносил детям ёлку и подарки на Рождество.
Окончательно знакомым нам образ Деда Мороза стал в 1880-х годах: он представлялся румяным старцем с длинной седой бородой, одетый в шубу или тулуп и валенки, в руках у него был посох и самый главный атрибут, из‑за которого его ждали все дети: мешок с подарками. Волшебник Рождества зимой жил в лесах, а летом уходил в тундру или на Северный полюс.
Из-за его языческого происхождения Церковь не признавала Дедушку Мороза.
После революции, в 1920-х годах, коммунистами активно проводилась антирелигиозная кампания. Большевики воспринимали Деда Мороза и ёлки вредными и очень опасными религиозными атрибутами. Однако к 1935 году доброго волшебника реабилитировали, возможно из‑за того, что когда-то Церковь его не признавала, и он вновь стал символом праздника, но не Рождества, а светского Нового года. Розданные им подарки были одинаковыми, что подчёркивало идею всеобщего равенства.
А в конце XX века волшебник в красной шубе обзавёлся собственной резиденцией в Великом Устюге под Вологдой, но не стоит забывать, что его владениями также считаются Лапландский заповедник в Мурманской области.
Снегурочка
А вы знали, что Снегурочка является уникальным персонажем русской культуры? Только у нашего Дедушки Мороза есть спутница, которая помогает разносить подарки. В зарубежных странах, как правило, символы Нового года проделывают такую непростую работу в одиночку.
Вопрос о том, откуда появилась Снегурочка, до сих пор остаётся открытым. Однако существует несколько предположений, которые могут объяснить её происхождение.
Одно из них гласит, что Снегурочка — это воплощение богини зимы Мораны. В древних верованиях она олицетворяла снег, морозную чистоту и свежесть. С приходом весны Морана таяла, но возрождалась с первыми заморозками.
Другая теория связывает Снегурочку с Костромой — чучелом, которое сжигают на Ивана Купала. Согласно этой версии, она — снежная нимфа, которая исчезает с приходом весны и уносит с собой пожелания о хорошем урожае.
Также есть мнение, что Снегурочка ассоциируется с богиней весны Лелей. Она рождается из снега, побеждает зимние оковы и дарит плодородие земле, превращаясь в воду.
Однако впервые образ Снегурочки появился в работах русского фольклориста Александра Николаевича Афанасьева. В своей книге «Поэтические воззрения славян на природу» он рассказывает историю бездетной пары стариков — Ивана и Марьи, которые решили создать дочь из снега, и их задумка воплотилась в реальность: девочка ожила и принесла радость в их дом. Но с приходом весны родители не смогли защитить своё дитя от палящих солнечных лучей, и Снегурочка растаяла.
В 1873 году великий русский драматург Александр Николаевич Островский написал пьесу «Снегурочка», которая стала одним из самых ярких произведений русской литературы.
Главными героями этой пьесы являются Весна-Красна и Дед Мороз — родители прекрасной девушки Снегурочки. Сюжет рассказывает о том, как Снегурочка отправилась в слободу Берендеевку, где её очаровали песни местных жителей. Однако её история закончилась печально — она растаяла под лучами весеннего солнца бога Ярило, чтобы вновь возродиться зимой.
Образ внучки Деда Мороза окончательно стал частью культуры благодаря композитору Николаю Римскому-Корсакову. В 1881 году он написал оперу «Снегурочка», которая была впервые исполнена 10 февраля 1882 года.
С амнистией Деда Мороза в 1935 году Снегурочка получила своё официальное оформление в качестве его спутницы на новогодних ёлках. А в 1937 году они уже выступали дуэтом на новогоднем балу в Доме Союзов в Москве! С тех пор эта морозная пара радует детей и взрослых, организует раздачу подарков и участвует в весёлых играх.
У Снегурочки есть резиденция в Костроме, также её считают своей землячкой жители деревни Берендеевки, которая находится на границе Ярославской и Костромской областей.
Мальчик Новый год или Новогодик
Оказывается, когда-то Деда Мороза сопровождала не только Снегурочка, но и мальчик Новый год, который выступал своеобразным преемником уходящего года.
Этот образ, берущий своё начало в русском фольклоре, имеет глубокие корни в культуре Псковской губернии. В канун Нового года один из молодых людей надевал костюм старика, олицетворяя уходящий год. В то же время другой участник, обычно мальчик, наряжался в красную рубашку и белую шапку, символизируя Новый год.
В полночь «старик» занимал место в центре избы, и в этот момент мальчик, вбегая, сталкивал его со стула и занимал это место. Под звуки общих возгласов и смеха уходящий год изгонялся из избы, и все поздравляли друг друга с наступлением Нового года, желая здоровья и благополучия. Дети, приплясывая, выкрикивали: «Новый год пришёл, старый угнал, себя показал! Ходи, народ, солнышко встречать, мороз прогонять!»
В начале XX века образ Мальчика Нового года прочно вошёл в рождественские открытки, часто появляясь в паре с Дедом Морозом. Этот персонаж нашёл своё отражение и в анимационных фильмах 1940-х годов, таких как «Зимняя сказка» и «Новогодняя ночь».
В «Зимней сказке» Дед Мороз встречает Новый год в облике мальчика, который прибывает на тройке лошадей. А в «Новогодней ночи» он обращается к Новогодику как к своему внуку.
В конце 1950-х — середине 1980-х годов Мальчик Новый год был одним из самых популярных персонажей на новогодних открытках. Однако со временем его популярность стала угасать, и образ начал терять свою актуальность.
В начале 1990-х годов Новогодик перестал соответствовать новым культурным тенденциям, так как его воспринимали как чисто советского персонажа. В результате он был забыт, и сейчас о нём почти никто не знает.
Тем не менее, в некоторых городах образ Мальчика всё ещё узнаваем, и его можно встретить на различных культурных мероприятиях.
Изучение истории Деда Мороза, Снегурочки и Мальчика Нового года открывает нам двери в мир, где древние мифы и народные традиции превращаются в современные символы праздника. Эти персонажи, олицетворяющие дух зимы и новогодних торжеств, продолжают дарить радость и объединять людей всех возрастов.
Дед Мороз, с его волшебным мешком подарков, стал символом щедрости и исполнения желаний. Снегурочка, олицетворяющая чистоту и обновление, стала неотъемлемой частью праздника. А Мальчик Новый год, предвестник перемен и надежд на будущее, наполняет наши сердца оптимизмом и верой в лучшее. Их образы, пройдя через века, остаются любимыми и отражают всю многогранность и глубину русской культуры.
Понимание и уважение к этим традициям помогают нам сохранить культурное наследие и передать его следующим поколениям. Это наполняет наши праздники особым смыслом и атмосферой волшебства, создавая поистине сказочную атмосферу.