Top.Mail.Ru
Победить в СВО

Месяц назад Минтранс выдвинул на общественное обсуждение изменения в Воздушный кодекс Российской Федерации, которые затрагивают сферу сверхлегкой авиации (СЛА). Предлагаемые Минтрансом поправки могут поставить крест на молодых и по-настоящему массовых видах спорта, связанных с полетами, поскольку подразумевают применение к ним требований, как к большой авиации – пассажирским и военным самолетам и вертолетам.

Необходимость законодательного и нормативного регулирования сферы сверхлегкой авиации в нашей стране действительно назрела. Появились коммерческие беспилотники. Авиаспорт приобрел популярность и массовость. Сегодня нужны грамотно разработанные требования и регламенты, нацеленные на развитие и легитимность сверхлегкой авиации.

Для справки: к сверхлегкой авиации в РФ относятся безмоторные летательные средства (параплан и дельтаплан) и моторные (паралет, дельталет, мотодельтаплан, автожир, микросамолет и др.). В настоящее время такие сверхлегкие воздушные суда с массой конструкции 115 кг и менее (без учета веса авиационных средств спасения) не подлежат государственной регистрации.

Перечислю основные идеи Минтранса. В частности, ведомство предлагает ставить на государственный учет сверхлегкие воздушные суда (СВС) весом менее 115 кг. И если в отношении планера это хотя бы физически возможно, то для параплана нет, поскольку парапланерное снаряжение представляет собой не единый объект, а группу частей – крыло (параплан), стропы, подвесная система, запасной парашют, которые меняются в зависимости от целей и задач полета, погодных условий и других факторов. К тому же парапланерное оборудование имеет короткий срок службы в среднем 1-3 года. То есть параплан — это фактически спортивный снаряд, как велосипед или лыжи, а не только воздушное судно.

Также Минтранс предлагает ввести обязательное использование технических средств контроля местоположения во время полета — транспондеров и/или ответчиков. Мысль на первый взгляд разумная, если не знать, что это большие тяжелые приборы, с которыми спортсмен-парапланерист или дельтапланерист не в состоянии подняться в небо. Говоря техническим языком, использование предлагаемых технических устройств значительно увеличивает суммарную взлетную массу, ведет к утрате практического смысла использования СВС и невозможности взлета с дополнительным весом. К тому же стоимость предлагаемого к установке оборудования превышает стоимость самих летательных средств. Учитывая вышеизложенное, считаю, что предлагаемая редакция п.3.2. ст. 33 ВК РФ подлежит отклонению, а в редакции п.4 ст. 66 ВК РФ необходимо сделать исключения в отношении СВС.

Еще одна новация Минтранса — дополнительное ужесточение требований к обучению пилотов сверхлегкой авиации и распространение ФЗ «Об образовании в РФ» на их подготовку. Здравая мысль, однако предлагаемая редакция ч.2 и ч.4 ст. 54 ВК РФ, по сути, пытается перевести спортсменов-пилотов в категорию авиационного персонала наряду с пилотами и диспетчерами гражданской авиации. При этом ведомство не излагает видения порядка правого регулирования деятельности по подготовке авиационного персонала. В частности, в рамках предлагаемых изменений непонятен статус пилота-инструктора, обладающего сегодня правом обучать пилотов-курсантов на основании п.3. ст. 54 ВК РФ. На данный момент в России действует несколько авиационных центров, осуществляющих подготовку авиационного персонала, в т.ч. пилотов, управляющих самолетами, но не пилотов СЛА. Поэтому, по моему мнению, предлагаемая Минтрансом редакция ч.2 и ч.4 и 5 ст. 54 ВК РФ требует доработки, поскольку создает тупиковую ситуацию - пилот-любитель или пилот-спортсмен не смогут соответствовать требованиям Воздушного кодекса РФ и легитимно подать заявку на полет из-за отсутствия правил и требований к разрешительным документам, чтобы летать в рамках закона.

Резюмируя оценку предложений Минтранса, хочу отметить первостепенную значимость разграничения любительского авиаспорта и коммерческой, прежде всего, беспилотной сверхлегкой авиации. К последней относятся летающие беспилотники, доставляющие товары по заказам, например, доставка еды или почты. Любительский авиаспорт необходимо перевести в ведение Минспорта и сбалансированно подойти к установлению национальных правил в части СЛА. Многие страны мира имеют большой опыт в данной сфере, который стоит принять во внимание при разработке правовых актов в РФ.

Автор: Елизавета Дёмина, основатель и руководитель парапланерной школы INFINITY SKY, пилот-акробат, сертифицированный инструктор международного уровня.

 Редакция wsem.ru
Автор: Елизавета Дёмина
Последние публикации автора


Парапланеризм в России: почему люди выбирают экстремальные виды спорта

Что такое "парапланеризм"? Почему люди выбирают экстремальные виды спорта? Видео парапланеризм. Мысли эксперта Елизаветы Дёминой, основателя парапланерной школы INFINITY SKY, о парапланеризме.

Почему люди выбирают экстремальные виды спорта. Существует мнение, что экстремальными видами спорта занимаются какие-то особенные или даже странные люди — легкомысленные, безответственные и так называемые «адреналиновые наркоманы». Истоки этого стереотипа, вероятно, берут начало в субкультуре, представители которой, например, хиппи, делали большой акцен... Читать 3 мин.

Парапланеризм в России: почему люди выбирают экстремальные виды спорта

Безмедальный старт биатлона. Как начался олимпийский сезон?

Биатлонный сезон 2021/2022 начинается без подиумов, но с приятными сюрпризами.

27 ноября стартовал биатлонный сезон 2021-2022. Традиционно программу этапов Кубка мира открывает шведский Эстерсунд, где биатлонисты посоревнуются в индивидуальных и спринтерских гонках.Действующим обладателем «Большого хрустального глобуса» является норвежец Йоханнес Бё, а у женщин первый приз завоевала его соотечественница – Тирил Экхофф.&n... Читать 1 мин.

Безмедальный старт биатлона. Как начался олимпийский сезон?

Ледниковый период 2021 — тиктокер Даня Милохин и фигуристка Евгения Медведева

Даня Милохин решил стать фигуристом. Кумир молодежи на Первом канале. Что он там делает? Что происходит на Ледниковом периоде 2021? Откуда взялся Даня Милохин на Ледниковом периоде 2021? Даня Милохин и Евгения Медведева на Ледниковом периоде 2021.

В начале октября по Первому каналу стартовал очередной сезон проекта “Ледниковый период”, который полюбился многим зрителям. Даже тем, кто далек от фигурного катания.  Профессиональные фигуристы и фигуристки встают в пару со звездами шоу-бизнеса, пытаясь научить их не только стоять на коньках, но и&... Читать 5 мин.

Ледниковый период 2021 — тиктокер Даня Милохин и фигуристка Евгения Медведева
Редакция портала: privet@wsem.ru
Создайте канал и публикуйте статьи и новости бесплатно!