Месяц назад Минтранс выдвинул на общественное обсуждение изменения в Воздушный кодекс Российской Федерации, которые затрагивают сферу сверхлегкой авиации (СЛА). Предлагаемые Минтрансом поправки могут поставить крест на молодых и по-настоящему массовых видах спорта, связанных с полетами, поскольку подразумевают применение к ним требований, как к большой авиации – пассажирским и военным самолетам и вертолетам.
Необходимость законодательного и нормативного регулирования сферы сверхлегкой авиации в нашей стране действительно назрела. Появились коммерческие беспилотники. Авиаспорт приобрел популярность и массовость. Сегодня нужны грамотно разработанные требования и регламенты, нацеленные на развитие и легитимность сверхлегкой авиации.
Для справки: к сверхлегкой авиации в РФ относятся безмоторные летательные средства (параплан и дельтаплан) и моторные (паралет, дельталет, мотодельтаплан, автожир, микросамолет и др.). В настоящее время такие сверхлегкие воздушные суда с массой конструкции 115 кг и менее (без учета веса авиационных средств спасения) не подлежат государственной регистрации.
Перечислю основные идеи Минтранса. В частности, ведомство предлагает ставить на государственный учет сверхлегкие воздушные суда (СВС) весом менее 115 кг. И если в отношении планера это хотя бы физически возможно, то для параплана нет, поскольку парапланерное снаряжение представляет собой не единый объект, а группу частей – крыло (параплан), стропы, подвесная система, запасной парашют, которые меняются в зависимости от целей и задач полета, погодных условий и других факторов. К тому же парапланерное оборудование имеет короткий срок службы в среднем 1-3 года. То есть параплан — это фактически спортивный снаряд, как велосипед или лыжи, а не только воздушное судно.
Также Минтранс предлагает ввести обязательное использование технических средств контроля местоположения во время полета — транспондеров и/или ответчиков. Мысль на первый взгляд разумная, если не знать, что это большие тяжелые приборы, с которыми спортсмен-парапланерист или дельтапланерист не в состоянии подняться в небо. Говоря техническим языком, использование предлагаемых технических устройств значительно увеличивает суммарную взлетную массу, ведет к утрате практического смысла использования СВС и невозможности взлета с дополнительным весом. К тому же стоимость предлагаемого к установке оборудования превышает стоимость самих летательных средств. Учитывая вышеизложенное, считаю, что предлагаемая редакция п.3.2. ст. 33 ВК РФ подлежит отклонению, а в редакции п.4 ст. 66 ВК РФ необходимо сделать исключения в отношении СВС.
Еще одна новация Минтранса — дополнительное ужесточение требований к обучению пилотов сверхлегкой авиации и распространение ФЗ «Об образовании в РФ» на их подготовку. Здравая мысль, однако предлагаемая редакция ч.2 и ч.4 ст. 54 ВК РФ, по сути, пытается перевести спортсменов-пилотов в категорию авиационного персонала наряду с пилотами и диспетчерами гражданской авиации. При этом ведомство не излагает видения порядка правого регулирования деятельности по подготовке авиационного персонала. В частности, в рамках предлагаемых изменений непонятен статус пилота-инструктора, обладающего сегодня правом обучать пилотов-курсантов на основании п.3. ст. 54 ВК РФ. На данный момент в России действует несколько авиационных центров, осуществляющих подготовку авиационного персонала, в т.ч. пилотов, управляющих самолетами, но не пилотов СЛА. Поэтому, по моему мнению, предлагаемая Минтрансом редакция ч.2 и ч.4 и 5 ст. 54 ВК РФ требует доработки, поскольку создает тупиковую ситуацию - пилот-любитель или пилот-спортсмен не смогут соответствовать требованиям Воздушного кодекса РФ и легитимно подать заявку на полет из-за отсутствия правил и требований к разрешительным документам, чтобы летать в рамках закона.
Резюмируя оценку предложений Минтранса, хочу отметить первостепенную значимость разграничения любительского авиаспорта и коммерческой, прежде всего, беспилотной сверхлегкой авиации. К последней относятся летающие беспилотники, доставляющие товары по заказам, например, доставка еды или почты. Любительский авиаспорт необходимо перевести в ведение Минспорта и сбалансированно подойти к установлению национальных правил в части СЛА. Многие страны мира имеют большой опыт в данной сфере, который стоит принять во внимание при разработке правовых актов в РФ.
Автор: Елизавета Дёмина, основатель и руководитель парапланерной школы INFINITY SKY, пилот-акробат, сертифицированный инструктор международного уровня.