Статистика показывает, что с 2018 года число трудоустроенных граждан осталось практически неизменным. Минимальные показатели занятости были отмечены в период коронавирусной пандемии 2020 года, но это не связано с развитием института самозанятости. По информации ФНС, организации, пытающиеся снизить налоговую нагрузку путем оформления сотрудников как самозанятых, составляют незначительную долю и находятся в поле зрения контролирующих органов. Таким образом, самозанятость не оказывает существенного влияния на официальный рынок труда в России.
Несмотря на заявления ФНС, вопрос о подмене трудовых отношений самозанятостью остается актуальным и вызывает дискуссии в экспертной среде. Некоторые аналитики выражают обеспокоенность тем, что отсутствие полноценного социального пакета и гарантий, предусмотренных трудовым законодательством, для самозанятых может создавать риски для работников.
В то же время, расширение возможностей для самозанятых способствует развитию малого предпринимательства и выходу из тени тех, кто ранее работал неофициально. Упрощённая система налогообложения и отсутствие сложной отчётности делают этот режим привлекательным для многих граждан, желающих легализовать свой доход.
«ФНС ведет мониторинг ситуации и принимает меры для предотвращения злоупотреблений. Компании, уличенные в подмене трудовых отношений самозанятостью, могут быть привлечены к ответственности, включая доначисление налогов и штрафы. Таким образом, баланс между развитием самозанятости и защитой прав работников остается ключевой задачей для государства. Необходим постоянный мониторинг ситуации и совершенствование законодательства для предотвращения злоупотреблений и обеспечения равных условий для всех участников рынка труда», — комментирует Шаталова Ольга, профессор Ставропольского филиала Президентской академии.