Китай озабочен использованием системы Starlink в качестве военной помощи Украине.
Через несколько дней после начала специальной военной операции на Украине, Илон Маск принял решение поддержать Киев.
Менее чем через 48 часов коммерческий ракетный и спутниковый бизнес Маска SpaceX отправил партию спутниковых комплектов Starlink для защиты интернет-сети страны от сил Путина.
Маск получил высокую оценку на Западе, но его помощь иначе восприняли в Китае, который является критически важным рынком роста для его бизнес-империи, где Tesla получает четверть своих доходов.
Теперь самый богатый человек на Земле находится под растущим давлением со стороны пекинской службы национальной безопасности и информационных ястребов, которые угрожают его доступу к крупнейшему в мире потребительскому рынку, поскольку напряженность в отношениях с США растет, а местные конкуренты электромобилей приближаются к Tesla.
Блейн Курсио, основатель исследовательской группы космических технологий Orbital Gateway, сказал, что «серьезная тревога в Китае» была вызвана тем, что SpaceX и Starlink считались критически важными частями «космического военно-промышленного комплекса США».
У Starlink более 2000 спутников на низкой околоземной орбите, и Маск планирует еще тысячи. По мере расширения созвездия и ускорения космической гонки между США и Китаем эксперты предупреждают, что миллиардер будет изо всех сил пытаться сбалансировать конкурирующие интересы соперничающих сверхдержав.
Пекинские военные планировщики опасаются сценария, при котором тысячи спутников Маска будут развернуты для наблюдения за Китаем или, что более важно, для поддержки Тайваня, демократической страны, над которой Пекин претендует на суверенитет.
Дрю Томпсон, бывший представитель министерства обороны США, сказал, что пожертвование Маска Starlink после вторжения России в Украину повысило «осознание полезности и эффективности» низкоорбитальных спутников для поддержки систем связи во время войны.
Tesla, SpaceX и Маск не ответили на запросы о комментариях.
Маск подсчитал, что SpaceX, которая оценивается в 100 миллиардов долларов, потратит до 30 миллиардов долларов на расширение Starlink.
Занимая доминирующее положение на зарождающемся коммерческом космическом рынке, который, по прогнозам, к 2030 году будет стоить около 40 миллиардов долларов в год, SpaceX стала важной частью расширяющейся империи Маска и растущим источником разногласий в Китае.
В декабре китайские дипломаты пожаловались в ООН на то, что спутники SpaceX вынудили китайскую космическую станцию маневрировать, чтобы избежать опасных столкновений. Эти утверждения вызвали волну оскорблений в адрес Маска в социальных сетях.
Критика усилилась после вторжения Путина в Украину. China Military Online, официальное издание Народно-освободительной армии, в прошлом месяце раскритиковало глубокие связи SpaceX с вооруженными силами США, в том числе коммерческие контракты с военными, и раскритиковало способность Starlink «повысить боеспособность вооруженных сил США».
«Есть хороший шанс, что одержимые гегемонией США воспользуются Starlink, чтобы привести мир в хаос или бедствие», – говорится в публикации.
Исследовательская группа НОАК, Пекинский институт слежения и телекоммуникаций, пошла дальше. В апреле аналитики института заявили, что планировщики обороны в Пекине должны подготовить «мягкие и жесткие методы уничтожения», чтобы вывести из строя спутники Starlink и разрушить его операционную систему.
Угрозы возникают, когда китайские частные стартапы и государственные группы, включая GalaxySpace и China Aerospace Science and Technology Corporation, спешат развернуть свои собственные группировки спутников на низкой околоземной орбите, чтобы конкурировать со Starlink.
Декстер Робертс, американо-китайский эксперт и старший научный сотрудник Атлантического совета, сказал, что связанные с государством военные исследователи «совершенно ясно понимают», что Starlink «представляет угрозу для Китая».
Их озабоченность почти наверняка разделяют китайское правительство и военные, – сказал он.
Киберрегулятор Пекина сосредоточивает свое внимание на Tesla, поскольку конкуренция со стороны китайских конкурентов в области электромобилей усиливается.
Бизнес Tesla в Китае был чрезвычайно успешным. Выручка компании от продаж в Китае в 2021 году удвоилась до 13,8 млрд долларов по сравнению с предыдущим годом по сравнению с 23,9 млрд долларов в США и 16 млрд долларов в других странах.
В прошлом году шесть из 10 самых продаваемых электромобилей в мире были китайскими брендами, включая недорогой Wuling и более дорогой BYD. Но новички Nio, Xpeng, Human Horizons и Jidu Automotive также бросают вызов Tesla, делая ставку на будущее, в котором доминируют беспилотные автомобили.
Усиление конкуренции происходит по мере того, как могущественная киберадминистрация Китая вместе с набором агентств, занимающихся безопасностью, внедряют обширные новые законы о безопасности данных, ужесточая контроль над сбором данных и конфиденциальностью.