Одним из важнейших инструментов в достижении этой цели стала концепция зоны ближайшего развития (ЗБР), сформулированная известным российским психологом Львом Семёновичем Выготским ещё в первой половине XX века.
Лев Выготский считал, что процесс обучения неразрывно связан с взаимодействием между учащимся и более опытным человеком — учителем, родителем или даже старшим товарищем. Согласно его взглядам, каждый ученик обладает двумя основными уровнями познания:
— Реальным уровнем: уровень, на котором ученик способен решить задачу самостоятельно.
— Потенциальным уровнем: уровень, достигаемый лишь с поддержкой более компетентного взрослого или товарища.
Разница между этими уровнями образует зону ближайшего развития. Именно в рамках этой зоны происходят наиболее важные процессы обучения и личностного роста ребёнка.
Концепция ЗБР нашла широкое применение в современных педагогических методиках. Одной из таких методик является «сопровождающее обучение», которое предполагает активную роль педагога в обучении учащихся. Учитель помогает ребёнку пройти путь от текущего уровня понимания до потенциального уровня, постепенно снижая свою поддержку по мере освоения новых навыков.
Исследования подтверждают, что такая поддержка существенно ускоряет процесс усвоения нового материала и способствует развитию способности мыслить критически. Ученики, работающие в зоне своего ближайшего развития, демонстрируют большую вовлечённость в учебный процесс и достигают лучших результатов.
«Использование концепции зоны ближайшего развития позволяет сделать образовательный процесс эффективным и направленным именно на индивидуальные потребности каждого ученика. Подход, ориентированный на ЗБР, открывает перед детьми широкие возможности для дальнейшего интеллектуального и личностного роста, способствуя созданию благоприятных условий для успешного обучения и всестороннего развития подрастающего поколения.
Таким образом, внедрение принципов ЗБР в образовательные практики может стать важным инструментом повышения качества образования и формирования компетенций будущего», — прокомментировала Чуниха Анжелика, доцент Ставропольского филиала Президентской академии.







