Круглый стол на тему: «Турция: её роль в евроатлантической и региональной политике».
Участники:
- Чрезвычайный и полномочный посол, заместитель председателя Ассоциации российских дипломатов, заведующий секцией изучения Ближнего Востока и Северной Африки кафедры зарубежного регионоведения факультета мировой экономики и мировой политики, профессор Высшей школы экономики Андрей Бакланов;
- Дмитрий Суслов, заместитель директора Центра комплексных европейских и международных исследований Высшей школы экономики, заместитель директора исследовательских программ Совета по внешней и оборонной политике;
- Заместитель заведующего кафедрой международной и национальной безопасности Дипломатической академии Министерства иностранных дел России, профессор Олег Иванов;
- Павел Шлыков, доцент кафедры истории Ближнего и среднеазиатского востока Института стран Азии и Африки Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.
9 марта в Брюсселе состоялась трехсторонняя встреча между делегациями Турции, Финляндии и Швеции, на которой обсуждался вопрос членства в НАТО. На данный момент только две из 30 стран — Венгрия и Турция — не ратифицировали заявки Швеции и Финляндии.
Перспективы вступления Швеции и Финляндии в НАТО в этом году, позиция Турции по этому и ряду других актуальных международных вопросов — российско-турецкие отношения, перспективы продления зерновой сделки, срок действия которой истекает 18 марта, сирийское урегулирование, роль Турции на Южном Кавказе, отношения с Соединенными Штатами, Европейский союз и Украина — обсуждались в рамках круглого стола.
Основные мысли:
— Поводом для разговора о роли Турции в евроатлантической региональной политике стала состоявшаяся недавно в Брюсселе трехсторонняя встреча делегаций Турции, Финляндии и Швеции.
— Генеральный секретарь НАТО Столтенберг заявил, что Финляндия и Швеция выполнили условия Турции, и пришло время принять их в НАТО.
— Поднятые вопросы сложные и актуальные: почему НАТО торопится с очередным расширением? Какое значение имеют Финляндия и Швеция для НАТО? Какова связь между венгерской и турецкой позициями?
Направления внешней политики Турции
Турция пытается найти баланс между своими обязательствами перед НАТО и собственными стремлениями вступить в ШОС и другие организации. Что касается вопроса членства Швеции в НАТО, то Турция, вероятно, примет решение после президентских выборов с учетом своих интересов. В любом случае давление со стороны США и других европейских стран на Турцию с целью принятия решения в пользу принятия Финляндии и Швеции в НАТО сохранится, и не исключено, что Турция пойдет на некоторые уступки, чтобы извлечь выгоду из ситуации.
После президентских выборов в Турции вопрос о членстве Швеции и Финляндии в НАТО может решиться иначе. Нынешний президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган находится у власти с 2003 г. и является активным сторонником турецкой внешней политики, которая в основном направлена на укрепление региональной власти и влияния Турции.
Однако предстоящие в 2023 г. президентские выборы потенциально могут привести к приходу нового лидера с другим взглядом на внешнюю политику.
Это потенциально может привести к другому подходу к вопросу о вступлении Швеции и Финляндии в НАТО, поскольку новый лидер может быть более склонен к компромиссу с Соединенными Штатами и другими членами НАТО по этому вопросу.
Партия Эрдогана, и все решения принимаются им, так что сейчас ситуация может измениться, и состав парламента и правительства поменяется. И это повлияет на процесс принятия решений, и он будет более взвешенным и комплексным, именно поэтому турецкое руководство никуда не торопится.
Вступление Финляндии и Швеции в НАТО усилит военную и политическую мощь альянса в регионе.
Во-вторых, это также будет ударом по безопасности РФ, так как создаст новую буферную зону в регионе.
В-третьих, это создаст новую политическую среду, в которой Российской Федерации придется учитывать позицию НАТО при принятии решений.
В-четвертых, вступление Финляндии и Швеции в НАТО станет сигналом для других стран региона, таких как Беларусь, Украина и страны Балтии, о том, что им также следует подумать о вступлении в альянс.
В-пятых, также важно отметить, что позиция Турции по этому вопросу необязательно совпадает с мнением других членов НАТО. Турция, как член НАТО, имеет определенную степень влияния на решения альянса, и не исключено, что она будет использовать это влияние, чтобы попытаться предотвратить присоединение Финляндии и Швеции.
Наконец, важно отметить, что вступление Финляндии и Швеции в НАТО станет крупным шагом на пути увеличения присутствия НАТО в регионе.
Россия и Турция — итоги внешней политики
Ситуация с расширением НАТО и поддержкой его Турцией очень серьезная и сложная. В прошлом мы могли противостоять расширению НАТО, но теперь у нас нет для этого такой силы. Действия Турции в этом отношении крайне недружественны и поддерживают расширение НАТО, несмотря на то, что она находится в прямом конфликте с Российской Федерацией.
Однако можно увидеть ситуацию и в другом свете, поскольку Турция может пытаться использовать свое влияние, чтобы изменить риторику НАТО и разблокировать ситуацию между Российской Федерацией и НАТО. Кроме того, историческое развитие отношений между Финляндией и Россией привело к ряду соглашений в области торговли, энергетики и других социальных аспектов. Хотя эти соглашения со временем были подорваны, они все еще существуют и являются свидетельством прочных отношений между двумя странами.
По мнению российской стороны, любая страна вправе сама определять свою политику в области безопасности и обороны, а сами страны должны решать, хотят они вступать в НАТО или нет. Россия не вмешивается в этот процесс и не высказывает никакого мнения по этому поводу. Мы считаем, что это суверенное решение каждой страны.
Это США и НАТО, а это Россия. И в этом смысле Турция является важным партнером для России. Да, и Турция важный партнер для США и НАТО. Да, и в этом смысле Турция занимает очень независимую позицию. Да, и такая позиция в интересах России. И такая позиция в интересах США и НАТО. Это позиция баланса, которую занимает Турция.
НАТО — военно-политический блок, образованный после Второй мировой войны, имеющий определенную миссию и задачи, которые закреплены в Североатлантическом договоре. Это и коллективная оборона стран, входящих в эту организацию, и сохранение безопасности евроатлантического региона.
Главной задачей НАТО является сохранение безопасности евроатлантического региона, и главное условие для этого — наличие определенного баланса сил. И принятие в Альянс новых членов является важным фактором сохранения этого баланса. В связи с этим для НАТО важен прием в Альянс Финляндии и Швеции, так как эти страны расположены в северной части Европы и имеют общую границу с Россией.
Факт, что Турция становится все более и более сильным игроком в регионе. Я думаю, что США и НАТО будут продолжать терпеть такое поведение.
Интерес Турции к зерновой сделке заключается не только в имиджевых бонусах, но и в экономических параметрах, которые она получит от продления этой акции. И это очень важный момент, потому что зерновая сделка касается не только Запада и России, но и Турции, которая является основным посредником в этой зерновой сделке. Так что вполне, вероятно, что зерновая сделка будет продлена, так как это в интересах не только России и Запада, но и Турции.
Запад наложил косвенные ограничения на обслуживание экспорта российского продовольствия и зерна, которые остаются в силе. Кроме того, Запад не заинтересован в укреплении отношений России со странами мирового большинства, так как это уменьшило бы влияние Запада в этих странах.
В целом российско-турецкие экономические отношения, их динамика положительная и серьезных проблем здесь нет.
Турция сейчас находится в очень тяжелом экономическом положении. И это связано с тем, что валюта падает, и экономика находится не в лучшем состоянии. И, конечно же, правительство Турции пытается найти способы поддержать экономику. И один из способов сделать это — открыть новые рынки, новые возможности для турецких компаний производить и продавать свои товары. Это то, что Турция пытается сделать.
Эрдоган также пытается диверсифицировать свои экспортные рынки, чтобы не так сильно зависеть от Европейского союза или Соединенных Штатов. И именно поэтому он ищет новых партнеров, таких как Россия. И именно поэтому наблюдается рост товарооборота между нашими странами.
Турция может стать успешным посредником в конфликтах благодаря своему стратегическому положению на Ближнем Востоке, прочным связям со многими странами региона и сильным дипломатическим возможностям.
В последнее время Турция стала более активно посредничать в конфликтах и добилась в этом определенных успехов. Например, в 2018 г. Турция смогла выступить посредником в сделке между Россией и Сирией по прекращению конфликта в Идлибе.
Кроме того, Турция также участвовала посредником в конфликте между Объединенными Арабскими Эмиратами и Катаром, а также в усилиях по деэскалации конфликта между Арменией и Азербайджаном.
Однако способность Турции урегулировать конфликты ограничена ее собственной внутренней политикой, а также ее отношениями с другими странами. Внешняя политика Турции все больше ориентируется на Россию, и это ограничивает ее способность выступать посредником в конфликтах, в которые вовлечена Россия. Кроме того, в последние годы отношения Турции с Западом обострились, что ограничило ее возможности посредничества в конфликтах, в которые вовлечен Запад. Кроме того, внутренняя политика Турции также становится все более поляризованной, что затрудняет достижение консенсуса по вопросам, касающимся внешней политики.
Так что это очень тонкий баланс, и Турция хорошо справляется с поддержанием этого баланса.
Соединенные Штаты уже объявили, что больше не будут поддерживать войну Саудовской Аравии в Йемене и что они больше не будут гарантом безопасности Саудовской Аравии.
Администрация Байдена заявляла не раз, что намерена и впредь поддерживать интересы США и их союзников в регионе, а также предотвращать дальнейшую эскалацию конфликта, а также предотвращать дальнейшее распространение радикализма и терроризма, а также поддерживать интересы Соединенных Штатов в регионе для поддержания стабильности в регионе.
Но главный вопрос в том, сможет ли Турция сохранить свои позиции в регионе и быть своего рода посредником между разными странами, разными государствами, разными державами.
У Турции есть потенциал быть посредником в конфликтах в регионе и за его пределами. Страна имеет долгую историю дипломатического взаимодействия и прочную сеть отношений по всему региону. Турция также демонстрировала готовность принять участие в переговорах и посреднических усилиях в прошлом, например, в сирийской гражданской войне и нагорно-карабахском конфликте. Турция также имеет ряд преимуществ, которые делают ее подходящей для посредничества. Это крупная региональная держава, имеющая тесные связи с обеими сторонами многих конфликтов в регионе.
У Турции также относительно хорошие отношения как с Соединенными Штатами, так и с Россией, что дает ей уникальную возможность выступать в качестве моста между двумя державами.
Кроме того, у Турции сильная экономика и большое население, что дает ей определенные рычаги влияния на переговорах.
Однако есть и некоторые потенциальные ограничения способности Турции выступать в качестве посредника. Она не является нейтральной стороной во многих конфликтах в регионе, и ее собственные интересы иногда могут противоречить ее роли посредника. Кроме того, отношения Турции с некоторыми странами региона, такими как Израиль, натянуты, что может ограничить ее способность выступать в качестве посредника.
Тем не менее у Турции есть потенциал стать эффективным посредником во многих конфликтах в регионе, и она, вероятно, продолжит играть важную роль в региональной дипломатии.