Ровно 70 лет назад, 20 ноября 1953 года, Совет Министров СССР принял постановление о проектировании и строительстве первого в мире атомного ледокола «Ленин».
А 3 декабря 1959 года в СССР был подписан акт Государственной комиссии о введении в эксплуатацию первого в мире надводного судна с ядерной силовой установкой — ледокола «Ленин». Атомоход, решение о необходимости создания которого было принято 20 ноября 1953 года, предназначался для развития Северного морского пути, связывающего европейскую часть страны и её Дальний Восток. Ядерная энергетическая установка для него разрабатывалась Опытным конструкторским бюро машиностроения (ныне — АО «ОКБМ им. Африкантова», входит в госкорпорацию «Росатом»). Научным руководителем работ был академик Анатолий Александров, будущий президент Академии наук СССР. Генеральный проектировщик — Центральное конструкторское бюро номер 15 (ныне — ЦКБ «Айсберг»).
Длина атомного ледокола «Ленин» - 134 м, на палубе находится взлётно-посадочная площадка для вертолётов ледовой разведки. Скорость судна по чистой воде составляла 18 узлов (около 33 км/ч) и два узла (3,7 км/ч) при толщине льда более 2 м 18 узлов — приемлемая скорость, например, для современных грузовых морских судов. Ледокол мог находиться в автономном плавании до года. На этапах проектирования и строительства судна было разработано 76 новых типов механизмов и опробовано свыше 150 новых образцов оборудования, в строительстве приняли участие более 500 предприятий СССР.
За время эксплуатации ледокол «Ленин» участвовал в 26 навигациях, прошел 655 тыс. морских миль, из них во льдах - 564 тыс. морских миль (а это 26 земных экваторов), общее число проведенных судов за все навигации - 3741. С дизельным ледоколом «Владивосток» совершил высокоширотный сквозной рейс Мурманск-Певек в мае‑июне 1971 года. В эти ранние для полярной навигации месяцы сквозной рейс удалось осуществить впервые, это был не просто рекорд: рейс положил начало транзитным перевозкам грузов по Северному морскому пути с использованием проводки транспортных судов атомными ледоколами. «Ленин» стал первым атомным ледоколом, который больше года находился в рейсе, длительность рейса составила 390 суток в навигацию 1977–1978 годов.
В то время ледокол использовался для отработки новых логистических схем в интересах нефте- и газодобычи, развития арктических регионов в целом. Первый атомный ледокол стал полигоном для проверки передовых технологий и новых научных идей.
В конце 1989 года атомный ледокол «Ленин» вывели из эксплуатации — проектный ресурс его корпуса был выработан, хотя ядерная энергетическая установка, вторая на этом судне, функционировала безотказно. Почти через 20 лет, в мае 2009 года ледокол, уже без ядерного реактора, встал на вечный прикол к причалу морского вокзала Мурманска, на его борту открылся музей, который за 10 лет посетило более 400 тыс. человек.
Источники: https://t.me/nationkurs/28969, открытые интернет-источники