Победить в СВО

Ментальная арифметика для детей

Как ментальная арифметика влияет на развитие мозга ребенка?

Ментальная арифметика – это навык. Любой навык, в том числе данный, оказывает влияние на развитие мозга.

Я абсолютно уверена, что есть момент, когда это влияние положительно, но есть и то, что стоит учесть, прежде чем перегружать или загружать ребенка такими навыками.

В каком возрасте лучше обучать ментальной арифметике?

Проведём грубую аналогию. У нас есть задача научить ребенка кататься на велосипеде. Мы его сажаем на трехколесный велосипед. Он хорошо его осваивает. И дальше мы начинаем нагонять его по скорости, может быть, трюками какими-то загрузим его. Но, тем не менее, это все равно трехколесный велосипед, и это все равно ребенок без навыков координации. То есть однозначно наступает момент, когда надо пересадить с трехколесного велосипеда на двухколесный. 

С этими арифметическими навыками все точно так же. Для дошкольного возраста, старшего дошкольного, для младшего школьного это показано. 

Но это не должен быть один навык. Навыки должны развиваться. В том случае, если мы обеспечиваем ребенка только развитием этого навыка, у нас будет абсолютно определенный перекос или деформация развития.

Когда же мы говорим о переносе активности этого навыка на подростковый возраст, у меня уже значительно больше сомнений, поскольку арифметические навыки должны быть заменены на абстрактно-логические мыслительные операции, это новообразование подросткового возраста. 

И если мы загружаем ребенка, подростка этими навыками, то мы фактически блокируем зону актуального развития.

Поэтому если мы говорим о том, что это навыки, которые встроены в систему развивающего обучения, то это старший дошкольный и младший школьный возраст.

Какие противопоказания для обучения ментальной арифметике?

Есть еще моменты, которые нам надо учесть. Это траектория развития. Мы сейчас все время говорили о нормативном развитии. А у нас есть нарушенное развитие, дисгармоничное развитие. И для целого ряда нарушений развития мы должны убирать активность формирования этого навыка, с учетом именно этого варианта нарушенного развития. То есть просто так, без подготовки запустить только этот образовательный трек, я думаю, будет крайне неосмотрительно.

В определенных группах, в определенных условиях и в сочетании с другими методиками эта методика имеет право на существование. 

А в том случае, если учтены противопоказания, например, для синдрома дефицита внимания с гиперактивностью я бы эту методику включила поскольку есть, если хотите, морфофункциональные противопоказания для использования этой информации. 

Здесь мы должны тогда достаточно подробно уйти по либо симптоматической характеристике этого вида нарушения, либо проявления, ну и, скорее всего, в нашем случае эта подробность будет не так существенной.

У нас есть определенная этапность формирования мыслительных функций и операций. 

Наглядно-действенное мышление переходит на определенном этапе в наглядно-образное, и это младший школьный возраст, а наглядно-образное в абстрактно-логическое, это подростковый возраст. 

И если к двум предшествующим видам мышления эти навыки будут в поддержку и не будут препятствовать развитию, то при переходе на абстрактно-логическое мышление здесь может возникнуть засада. Должна быть уже более сложная и иная система, на которой будет формироваться этот вид мышления.

Любой навык, а именно это основной продукт данной методики, стереотипизируется, становится закрепленным. Мы можем говорить о том, что увеличивается точность или увеличивается темп его реализации. 

Со стереотипного навыка перейти на другие абстрактно-логические действия, я точно могу предположить, что будет значительно сложнее.

То есть это история про то, что ментальная арифметика работает на таких четких алгоритмах и нет понимания состава числа, как это работает. То есть люди заучивают формулу и не понимают, как это работает. Это об этом?

По сути, это операция с числом, без ответа на вопрос "зачем?", "из чего оно состоит?", "как это число может встроиться в другие более сложные действия?".

Есть, может быть, какие-то рекомендации, советы, которые можно дать родителям, которые задумываются, отдавать или не отдавать им ментальную арифметику ребенка, что им посоветовать, на что обращать внимание конкретно у этого ребенка, например. Потому что сейчас как будто бы бездумно: "Ой, все увидели ментальную арифметику, все, пойдем"?

Я думаю, что простым вопросом на старте принятия решения для любого родителя будет вопрос: зачем вы это делаете? 

Если у вас есть четкий ответ и лучше к этому ответу присоединится еще, например, мнение какого-то профильного специалиста, как минимум нейропсихолога или хотя бы психолога-педагога, который может быть, поддержит, а может быть, выскажет сомнения. Но даже если есть собственный четкий ответ на вопрос «зачем?», это уже, в принципе, часть вашей ответственности.

Нет ответа на вопрос — это подражание. Если вы хотите на своем ребенке отрабатывать свои собственные подражательные действия, то да, наверное, и так возможно.

Ментальная арифметика для пожилых

Есть еще мнение, что пожилым людям стоит попробовать ментальную арифметику, потому что это будет профилактика каких-то ментальных заболеваний. Действительно ли это здесь может помочь?

Здесь есть определенный резон. Есть определенное сходство в особенности психической деятельности детей на ранних этапах онтогенеза и людей на поздних этапах жизни. 

Соответственно, здесь, на мой взгляд, есть та же самая история. И когда мы говорим о том, что арифметическое действие будет являть собой профилактику нейрогенеративных расстройств или нарушений, то надо иметь в виду опять-таки вопрос — каких нейрогенеративных расстройств, на какой стадии, на какое состояние мы будем предлагать эту методику? 

Поэтому я думаю, что для одних — это будет показано, а для других бы я рекомендовала с большой осторожностью.

А вот про такие навыки, как мелкая моторика, усидчивость, синхронизация работы полушарий, действительно есть польза от ментальной арифметики в этом?

В такой подаче мы можем любой навык представить с очень позитивной точки зрения. Я ничего не могу вам сказать в отношении того, как, скажем, межполушарное взаимодействие обеспечивается арифметическими навыками. Я читала исследования, в которых переход от шести-семизначных цифр запускает вот этот ресурс. Но таких основательных аргументов у меня для этого нет, к сожалению.

Еще я хотела бы, наверное, сказать о том, что применение любой образовательной методики осуществляют родители. И их мотив должен быть как минимум прозрачен им самим, понять, что я хочу для ребенка самого лучшего. Очень часто слышится такая подача. Но что имеется в виду, абсолютно непонятно. 

Ведь не исключено, что именно вашему ребенку вот это самое лучшее будет противопоказанным. И если этот родитель разберется в деталях, если он свой смысл отодвинет на второй план и в качестве приоритета своего решения будет ориентироваться на особенности развития своего ребенка, то скорее здесь он будет ближе к истине. 

Wsem обо Всём
Автор: РНИМУ им. Н. И. Пирогова
Последние публикации автора


Начальник войск радиационной, химической и биологической защиты ВС России Алексей Ртищев о подготовке Украиной подрыва «грязной бомбы»

Не менее серьезные опасения вызывает деятельность Украины в сфере обеспечения радиационной безопасности, включая попытки ядерного шантажа со стороны Киева.

Особая роль в этом принадлежит бывшему главе офиса президента Украины Ермаку. Он лично курировал организационные, логистические и финансовые потоки ввоза на Украину отработанного ядерного топлива  Без уведомления МАГАТЭ и других профильных организаций маршруты поставок были организованы через Польшу и Румынию. Это создает риски создания так называе... Читать 1 мин.

Начальник войск радиационной, химической и биологической защиты ВС России Алексей Ртищев о подготовке Украиной подрыва «грязной бомбы»

Алексей Журавлев: Трамп «разводит пламя большой войны», изображая миротворца

Президент США Дональд Трамп, предупреждая о риске третьей мировой войны из-за ситуации вокруг Украины, на самом деле «разводит пламя большой войны».

С таким заявлением выступил первый зампред комитета Госдумы по обороне Алексей Журавлев. Парламентарий напомнил, что именно в первый срок Трампа США начали поставки оружия Украине.«Дал ему, что называется, почувствовать западную поддержку, расцвести и расправить крылья», — отметил Журавлев.Депутат подверг критике позицию американского лидера, ... Читать 1 мин.

Алексей Журавлев: Трамп «разводит пламя большой войны», изображая миротворца

США организуют уничтожение России, если НОД не победит, заявили в Госдуме

Администрация США готова предоставить Украине гарантии безопасности, которые будут основываться на статье 5 Североатлантического договора — Axios со ссылкой на высокопоставленного представителя США.

«Мы хотим предоставить украинцам гарантии безопасности, которые, с одной стороны, не будут карт-бланшем, а с другой — будут достаточно надёжными. Мы готовы направить их в Конгресс для голосования», — заявил американский чиновник.«По сути, это приём Украины в НАТО. Как мы и говорили, США обманут и организуют уничтожение России, если ... Читать 1 мин.

США организуют уничтожение России, если НОД не победит, заявили в Госдуме

В чём реальная роль Игоря Сечина и Алексея Миллера в команде Владимира Путина?

Истории глав «Роснефти» и «Газпрома» схожи. Обе компании являются наполовину государственными. И, как известно, их руководители получают огромные зарплаты.

По официальным данным, Сечин получает около 1,3 млн рублей в день. На их зарплатах прочно основалась критика путинской команды. Почему так, давайте разберёмся. Во-первых, они являются, по сути, основателями современных государственных компаний в борьбе с олигархами. На начало 2000-х годов крупнейшие нефтяные компании России принадлежали о... Читать 1 мин.

В чём реальная роль Игоря Сечина и Алексея Миллера в команде Владимира Путина?

План Победы в СВО — НОД предлагает Конституцию Победы

«Наша битва за суверенитет, за справедливость носит, без всякого преувеличения, Национально-освободительный характер», — Владимир Путин.

Вы ранее слышали о плане Победы по ТВ? От ведущих всевозможных политических ток-шоу, от патриотических блогеров и пр.? Вероятнее всего — нет! Дело в том, что контролируемые врагом информационное поле России замалчивает самую главную информацию — как Победить!  Расскажем о плане Победы в СВО, который реализует национально-освободительное движение Ро... Читать 8 мин.

План Победы в СВО — НОД предлагает Конституцию Победы
Редакция портала: privet@wsem.ru
Создайте канал и публикуйте статьи и новости бесплатно!
Wsem обо Всём
РНИМУ им. Н. И. Пирогова
13.12.2025
Опасные «жиросжигатели»: эксперт Пироговского Университета объяснил, почему их причислили к сильнодействующим
Комментирует Негребецкий Вадим Витальевич, д.х.н., доцент, профессор РАН, директор Институ...
Евгений Федоров
Евгений Федоров
8:24
США организуют уничтожение России, если НОД не победит, заявили в Госдуме
Администрация США готова предоставить Украине гарантии безопасности, которые будут основыв...
Wsem обо Всём
Алексей Кошляков
1 ч. назад
Россиянам рассказали, какие автозапчасти стоит купить сейчас пока они не подорожали
Эксперт рассказал, какие автозапчасти больше всего подорожают в 2026 году
Национальный Курс
Национальный Курс
12.12.2025
Дмитрий Певцов: мы сейчас живём в тех нарративах конституционных, которые к нам залезли в 93-м году от наших западных друзей
Дмитрий Певцов, актёр, депутат Госдумы РФ: мы сейчас живём в тех нарративах конституционны...
Национальный Курс
Национальный Курс
11.12.2025
9 декабря Пленум Верховного Суда России отменил решение о применении Европейской конвенции о правах человека
Пленум Верховного суда России под председательством Игоря Краснова отменил постановление о...
БЕЛРУСИНФО
Белрусинфо
11.12.2025
Зародыши НАТО стали появляться на Востоке
И другие заявления главы Совбеза РФ в Ханое во время рабочего визита во Вьетнам.