Победить в СВО

Введение

Развитие городских агломераций представляет собой достаточно типовой вектор пространственного и экономического преобразования России в XXI веке. Причем тренд на экстенсивную модель, когда к городу-ядру агломерации присоединялись поселения по его окраинам, сменилась на интенсивную модель, когда сосредоточение приезжих жителей из‑за границ городской агломерации обуславливают ситуацию строительства многоэтажных и многоквартирных домов в пределах города-ядра агломерации.

Агломерации становятся не только центрами деловой активности, но и площадками для реализации комплексных инфраструктурных и социальных проектов, способствующих более сбалансированному развитию территорий. В условиях, когда границы между городами и окружающими их муниципалитетами становятся всё более «размытыми», особое значение приобретает практика межмуниципального сотрудничества.

Межмуниципальное сотрудничество в агломерациях предполагает координацию политики и совместное решение задач в сферах транспорта, градостроительства, экологии, жилищно-коммунального хозяйства, образования и здравоохранения. В России правовая база для такого взаимодействия была заложена Федеральным законом №131-ФЗ от 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который разрешает создание муниципально-частных и межмуниципальных хозяйственных обществ и заключение соглашений о сотрудничестве с различными организационно-правовыми формами. Тем не менее обширной практики создания таких хозяйственных обществ нет. Можно по-разному оценивать до сих пор нереализованные возможности формирования такого рода хозяйственных обществ, разрешенных действующим хозяйственно-правовым порядком, но факт остается фактом. Наиболее известным примером, связанным с развитием агломераций, имел место в Челябинской городской агломерации и то только потому, что правительство Челябинской области отказалось финансировать проекты, в которых были заинтересованы администрации муниципальных образований, составляющих данную городскую агломерацию.

Положительные аспекты и примеры

Также из известных положительных примеров межмуниципального сотрудничества в России является агломерация Казани. Здесь удалось выстроить устойчивую модель взаимодействия между столицей Татарстана и прилегающими муниципалитетами, включая муниципальные районы - Зеленодольский, Высокогорский и Пестречинский. В рамках объективно сложившегося агломерационного проекта вокруг муниципального образования «Городской округ Казань» осуществлялось совместное планирование транспортной и социальной инфраструктуры, было организовано межмуниципальное пассажирское сообщение, синхронизировано строительство социальных объектов.

Ещё один пример — Екатеринбургская городская агломерация. В рамках взаимодействия между Екатеринбургом и ближайшими муниципальными образованиями (Верхняя Пышма, Берёзовский, Сысерть и др.) реализуются проекты по созданию единой транспортной сети, совместному развитию дорожной инфраструктуры и территориального планирования. Особое внимание уделяется вопросам экологии и рекреационного зонирования: например, прибрежные зоны рек Исеть и Пышма рассматриваются как общая ценность и охраняются усилиями нескольких муниципальных образований, расположенных в пойме этих рек.

Заслуживает положительной оценки почти межрегиональное сотрудничество на базе межмуниципального взаимодействия Хабаровского края и Амурской области вокруг проект Южное Приамурье. Интересные практики имеются также в Новосибирской, Ростовской и Нижегородской агломерациях, где создаются координационные советы, формируются межмуниципальные инвестиционные проекты, а также внедряются элементы «умного города» с межмуниципальным охватом. Однако такие примеры по-прежнему остаются «точечными» и зависят от готовности администраций местных органов управления к серьёзной кооперационной работе, а также — от уровня подготовки муниципальных управленческих кадров и в целом муниципальных служащих.

Несмотря на успехи, обобщённый анализ показывает, что межмуниципальное сотрудничество в агломерациях в России по-прежнему сталкивается с рядом барьеров. К числу известных проблем относится определённая «боязнь» руководителей администраций муниципальных образований извлекать из законодательства то, что в нем заложено. Пример со слабым использованием прописанной в Федеральном законе №131-ФЗ от 2003 года права создавать администрациям муниципальных образований хозяйственные общества для решения нужных для муниципального сообщества задач — тому пример. А отсюда — слабая координация между уровнями власти, а также отсылка на отсутствие ясных механизмов межмуниципального взаимодействия, низкий уровень финансовой мотивации муниципалитетов к кооперации. Муниципалитеты зачастую конкурируют между собой за инвестиции и ресурсы, а это мешает формированию единых стратегий развития.

Направления развития

Для масштабного распространения положительных практик необходимы институциональные реформы, направленные на формирование устойчивых форм межмуниципального управления — от агломерационных советов до временных рабочих групп с государственным участием. Более того, значительным потенциалом обладают различные формы партнёрств – межмуниципальные, государственно (региональные)-муниципальные, межмуниципально-частные, государственно (региональные)-межмуниципальные государственно-частно-муниципальные и т. п. Главное здесь — творческий подход муниципальных служащих всех уровней управления, ориентированный на поиск дополнительных ресурсов, обеспечиваемых такой производительной силой, как кооперация. При этом особое значение имеет наличие новой технологической базы для такого рода партнёрств — развитие цифровых платформ и обмена данными между муниципалитетами, в том числе на основе блок-чейн.

Таким образом, положительные практики межмуниципального сотрудничества в российских агломерациях действительно существуют и демонстрируют огромный потенциал для дальнейшего развития. Однако без системной государственной поддержки, законодательного упрощения и институционального закрепления таких форматов они рискуют остаться исключениями, а не стать моделью для устойчивого пространственного развития страны.

Еремин Сергей Геннадьевич
Автор: Попадюк Никита Кириллович
Последние публикации автора


План Победы в СВО: что предлагает НОД, что может сделать народ, Путин ждёт поддержки

«Наша битва за суверенитет, за справедливость носит, без всякого преувеличения, Национально-освободительный характер», — Владимир Путин.

Национально-освободительное движение и Конституция РФ. Национально-освободительное движение — общественное движение, ведущее борьбу за суверенитет какого-либо народа от внешнего управления, в настоящее время — это предусмотрено в Уставе ООН.Национально-освободительное движение (НОД) зародилось в 2012 году. Цель НОД — восстановле... Читать 8 мин.

План Победы в СВО: что предлагает НОД, что может сделать народ, Путин ждёт поддержки

Евросоюз, отчаянно пытаясь найти средства для финансирования Украины предложил чистейшее финансовое мошенничество

Евросоюз, отчаянно пытаясь найти средства для финансирования Украины, предложил чистейшее финансовое мошенничество: конфискацию российских активов для выдачи так называемого «репарационного кредита».

Цена европейского воровства: $190 миллиардов. Этот акт финансового самоубийства показывает, что Евросоюз исчерпал все имевшиеся ресурсы и не желает выделять деньги из собственного бюджета. Активы, заблокированные в Euroclear (Бельгия): Около $209 миллиардов. Риск для ЕС (прямые инвестиции в Россию): Минимум $190 миллиардов потенциальных потерь. Эта аван... Читать 1 мин.

Евросоюз, отчаянно пытаясь найти средства для финансирования Украины предложил чистейшее финансовое мошенничество

Почему после 1972 года на Луну никто не летал?

С 1969 по 1972 год 12 американских астронавтов побывали на Луне в рамках шести экспедиций программы "Аполлон". Но уже в 1972 году президент Ричард Никсон свернул пилотируемые полёты.

Главная цель программы была политическая — Штаты одержали победу над Советским Союзом в космической гонке за Луну.Луна обошлась американцам в $25 млрд (более $150 млрд в переводе на наши цены), а новой научной ценности при таких расходах обнаружено не было. Деньги были нужнее на войну во Вьетнаме; в отношениях с СССР наступила разрядка. С... Читать 2 мин.

Почему после 1972 года на Луну никто не летал?

Разрыв власти с народом, что происходит

Разрыв власти с народом за последние 33 года, по оценке агенства «Равенства», принёс России ущерб, который превышает потери периода гитлеровской оккупации 1941–1945 годов.

Провозглашение «независимости» 12 июня 1990 года стало политическим оформлением разрушения плановой экономики, начатого ещё в перестройку. Новая элита встроила страну в глобальный капитализм как сырьевую периферию, что привело к утрате экономического и политического влияния.Небольшая часть людей смогла разбогатеть и уехать на Запад, тогда как страна в ц... Читать 1 мин.

Разрыв власти с народом, что происходит

Почему люди поддерживают специальную военную операцию на Украине?

Поддержка военной спецоперации основана на общедоступных фактах и понимании того, что нацизм на Украине взращивается против России. Российское руководство стремилось не допустить геноцида русских людей и предотвратить дальнейшую агрессию против России.

Вооружённый конфликт начался в 2014 году, и этому предшествовали следующие события:. 1991 год: Нарушение закона. Руководство Украины незаконно вышло из СССР, захватив территории Донбасса и Крыма, которые должны были провести референдумы, чтобы определить свою дальнейшую судьбу. Закон и интересы народа были проигнорированы.2014 год: Г... Читать 1 мин.

Почему люди поддерживают специальную военную операцию на Украине?
Редакция портала: privet@wsem.ru
Создайте канал и публикуйте статьи и новости бесплатно!
Wsem обо Всём
Дайя Дьяченко
Только что
Новая культура воды для самых маленьких: как в России появляется первый стандарт грудничковых бассейнов
В России тысячи бассейнов, где тренируются дети. Но бассейны для грудничков — это не прост...
Национальный Курс
Национальный Курс
09.12.2025
Владимир Путин на заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам отметил роль мужчины в жизни семьи
Владимир Путин на заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам зао...
Редакция «Всем!ру»
Редакция Всем!ру
14.12.2025
План Победы в СВО: что предлагает НОД, что может сделать народ, Путин ждёт поддержки
«Наша битва за суверенитет, за справедливость носит, без всякого преувеличения, Национальн...
Редакция «Всем!ру»
Редакция Всем!ру
05.12.2025
Визит Владимира Путина в Индию, мировая реакция на встречу двух лидеров
По приглашению Премьер-министра Индии Нарендры Моди 4–5 декабря Владимир Путин посетил с г...
Национальный Курс
Национальный Курс
8:19
Зампред Совбеза России Дмитрий Медведев прокомментировал новую стратегию нацбезопасности США
Американцы продолжают дрессировать обезумевший Евросоюз.
Wsem обо Всём
Алина Новикова
10.12.2025
Барселона — Айнтрахт Франкфурт: обзор матча
В одном из центральных матчей шестого тура общего этапа футбольной Лиги чемпионов испанска...